В прошлом августе в Банги, столице Центральноафриканской республики, Балла Хаджи, 61-летний водитель грузовика, завтракал вместе с женой, когда услышал на улице выстрелы. Он выбежал из дому, чтобы позвать домой дочь, но солдаты были уже там и, когда он побежал, выстрелили ему в спину. Они выстрелили и в его 16-летнего сына Сулеймана, когда тот побежал к отцу. Балла умер на месте, его сын Сулейман на следующий день.
Эти солдаты не принадлежали ни к вооружённым группировкам, ни к правительственной армии; на них были знаменитые голубые шлемы и бронежилеты миротворцев Организации объединённых наций (ООН). Свидетели рассказали Amnesty International, что вместо того чтобы помочь раненным отцу и сыну, миротворцы, чьей целью была их защита, снова выстрелили, когда дочь попыталась перейти дорогу, чтобы подойти к своим раненным родственникам.
Что случилось с организацией, чья цель защищать и представлять интересы наиболее незащищённых людей мира? Это вопрос, на который должны найти ответ кандидаты в преемники Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в ходе процедуры избрания, которая началась ранее в этом месяце в Генеральной ассамблее ООН. В ближайшие месяцы правительства будут выбирать следующего главу ООН, который приступит к исполнению своих обязанностей в 2017 году.
Это решающий момент для организации, созданной в двадцатом веке, которая пытается соответствовать требованиям двадцать первого века.
ООН продемонстрировала свою состоятельность, когда выступила посредником при заключении соглашений о целях в области устойчивого развития и борьбы с изменением климата в 2015 году, но её реакция на крупные кризисы была совершенно неадекватной. ООН - это организация которая трещит по швам, начиная с её неспособности защитить гражданское население в таких конфликтах, как конфликты в Сирии и Южном Судане, и заканчивая злоупотреблениями со стороны собственных миротворческих сил.
В значительной степени это вина правительств, преднамеренно срывающих действия ООН, направленные на предотвращение военных преступлений и преступлений против человечности или на привлечение виновных к ответственности. Совет безопасности ООН, кажется, больше не то место, где защищают безопасность и права людей, а скорее форум, где самые богатые и могущественные страны мира жертвуют их жизнями ради политических игр.
Четыре раза члены Совета безопасности накладывали вето на резолюции ООН с инициативами, направленными на урегулирование сирийского конфликта. Результат: 12 миллионов людей были вынуждены покинуть свои дома, а более 250 000 погибли.
В Совете по правам человека западные союзники Саудовской Аравии выполнили её просьбу и помешали проведению под руководством ООН расследования нарушений, совершаемых всеми сторонами конфликта в Йемене, даже во время кампании бомбардировок, проводимой коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией, сопровождавшейся военными преступлениями. Результат: в ходе конфликта погибло более 2 800 мирных жителей, в том числе 700 детей.
Даже когда Совет безопасности действовал и вводил санкции и эмбарго на поставки вооружений, они фактически не выполнялись, как, например, в Судане.
Дальше так продолжаться не может. Я видела к чему приводит такое положение дел в Сирии и Йемене: тысячи задержанных, убитых, перемещённых и пропавших без вести. Когда жертвы и их родственники спрашивают меня, существует ли какая-нибудь организация, которая может им помочь, я знаю, что ответ должен быть - ООН. Но сегодня я не могу смотреть им в глаза и обещать, что она поможет.
Неспособность защитить права человека усугубляет несправедливость и репрессии, что порождает нестабильность и приводит к кризисам в будущем. Посмотрите на восстания в арабском мире пять лет назад, очевидный пример взаимосвязи между выходом системы из строя и правительствами, подавляющими инакомыслие и не соблюдающими права человека.
Пока ООН ещё не полностью потерпела неудачу. Но её способность выполнять свои задачи в серьёзной опасности. Правительства, выбирающие следующего Генерального секретаря, должны ответить критикам, которые спрашивают, способна ли организация выполнять свои функции в условиях двадцать первом веке.
Миру необходим тот, кто будет бороться за права обездоленных, защищать мирное население в ходе конфликтов и предотвращать массовые нарушения, вести борьбу с безнаказанностью, поддерживая Международный уголовный суд, и сражаться за гендерное равенство, защищать активистов от репрессивных режимов и заниматься урегулированием крупнейшего за последний семьдесят лет всемирного кризиса с беженцами.
Это трудная задача, но крайне важная в мире, где всё чаще вспыхивают новые конфликты, государства и вооружённые группировки целенаправленно нападают на гражданское населений и растёт ксенофобия.
Следующий Генеральный секретарь сможет справиться со всем этим, если поставит во главу угла защиту прав человека. Защита прав человека считается третьей главной задачей ООН, наравне с содействием развитию и поддержанием мира и безопасности. Но она может стать роковым вопросом для политики ООН: слишком опасным, чтобы его касаться, и постоянным раздражающим фактором для нынешних членов Совета безопасности.
Новый Генеральный секретарь должен выносить на рассмотрение Совета безопасности вопросы, связанные с правами человека и гуманитарными кризисами. Когда происходят серьёзные нарушения прав человека, он или она должны использовать свои полномочия в соответствии со статьёй 99 Устава ООН и доводить до сведения Совета безопасности сведения об угрозах поддержанию мира и безопасности. Эти полномочия не использовались уже несколько десятилетий.
Следующий Генеральный секретарь также должен восстановить репутацию организации, омрачённую случаями сексуальной эксплуатации и насилия, которые совершают её собственные миротворцы. Согласно статистическим данным самой ООН, в 2015 году было получено 69 жалоб на насилие, 22 из них на миротворческие силы, развёрнутые в Центральноафриканской республике. ООН должна гарантировать, что, миротворцы несут заслуженное наказание, когда превращаются в насильников.
Но первым важным шагом к этому является честная и прозрачная процедура избрания высококвалифицированного главы ООН. В прошлом влиятельные правительства, которые понимали, что сильный Генеральный секретарь не в их интересах, имели слишком много возможностей для контроля над окончательным решением. Дебаты, прошедшие в начале этого месяца, предоставили исключительную возможность для правительств вдохнуть новую жизнь в ООН.
Выборы нового Генерального секретаря ООН в этом году могут отвлечь малую толику внимания от предвыборной кампании в США. И тем не менее для большинства стран мира, которые только выиграют от активной позиции ООН, эти выборы могут иметь не меньшее значение. Если не большее.
Анна Нейстат старший директор amnesty International по исследованиям. Она провела более 60 исследований в зонах конфликтов по всему миру, в том числе в Сирии, Афганистане, Пакистане, Китае, Зимбабве, Непале, Кении, Йемене, Чечне, Шри-Ланке и Гаити.