Освобождение иранской художницы и активистки Атены Фаргадани – давно ожидаемая мера, направленная на восстановление справедливости по отношению к ней, вслед за которой немедленно должно последовать безоговорочное освобождение других мирных активистов, остающихся за решёткой, заявила сегодня Amnesty International.
«Освобождение Атены Фаргадани олицетворяет собой торжество права и духа и воодушевляет активистов всего мира на борьбу за освобождение других иранских узников совести, а также за реформирование несправедливых законов, на основании которых их бросили за решётку», – считает Магдалена Муграби, временно исполняющая обязанности заместителя директора региональной программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Несмотря на повод для празднования, крайне важно, чтобы мир не забывал о том, что Атену Фаргадани изначально не следовало лишать свободы и что многие другие до сих пор томятся в камерах, либо над их головой нависла угроза тюремного заключения за мирное пользование собственными правами», – добавила она.
Атену Фаргадани освободили после того, как апелляционный суд в Тегеране существенно смягчил первоначально вынесенный приговор – с двенадцати лет и девяти месяцев лишения свободы до полутора лет. Большую часть срока она уже отбыла. Тем не менее суд заменил приговор к трём годам лишения свободы по обвинению в «оскорблении верховного лидера Ирана» на четыре года условно. Это значит, что весь указанный срок Атене Фаргадани будет грозить реальное заключение. Власти Ирана нередко прибегают к условным наказаниям для того, чтобы нагнетать атмосферу страха, заставлять активистов, журналистов и других лиц молчать или принуждать их к самоцензуре.
Революционный суд Тегерана признал Атену Фаргадани виновной первого июня 2015 года по итогам явно несправедливого судебного процесса на основании таких обвинений, как «сбор сведений и преступный сговор с целью совершения преступлений против национальной безопасности», «распространение пропаганды против системы», «оскорбление верховного лидера Ирана» и «оскорбление членов парламента посредством изображений».
Все обвинения были предъявлены в связи с мирной деятельностью Атены Фаргадани, в том числе за общение с родственниками политзаключённых, критику властей в социальных сетях и художественных произведениях, в том числе за карикатуру, в которой художница высмеивала членов иранского парламента за обсуждение законов, ограничивающих доступ к добровольной стерилизации и методам планирования семьи.
В августе 2015 года в записке, которую Атене Фаргадани удалось тайно передать из тюрьмы, она сообщила о том, что власти подвергли её принудительной «проверке на девственность. В начале 2016 года власти подтвердили факт проведения проверки. «Проверка на девственность» носит крайне дискриминационный характер, это – попрание достоинства женщины и прав на физическую и психическую неприкосновенность, а также признанное нарушение запрета на применение пыток и других видов жестокого обращения.
В начале декабря 2014 года, когда Атену Фаргадани освободили под залог, она опубликовала видеообращение с рассказом о том, как в тюрьме «Эвин» женщины-охранники избили её, оскорбили и заставили раздеться догола для проведения личного досмотра.
«Власти Ирана должны искупить полтора года ужасной несправедливости, им следует без промедления приступить к расследованию фактов пыток и жестокого обращения с Атеной Фаргадани, включая обстоятельства «проверки на девственность». Помимо прочего, властям следует принять меры к тому, чтобы аннулировать судимость и условное наказание в отношении художницы», – считает Магдалена Муграби.
Уголовное преследование и лишение свободы других активистов
Атену Фаргадани освободили в тот период, когда десяткам других активистов грозят суровые тюремные сроки за мирную правозащитную деятельность. Среди них Атена Даеми, Омид Алишенас, Саид Хоссейнзаде и Асоу Ростами. Всех их арестовали примерно в одно и то же время и приговорили к суровому наказанию в виде лишения свободы по итогам явно несправедливых судебных процессов на основании обвинений аналогичных тем, что были предъявлены Атене Фаргадани.
«Следует немедленно отменить судимость и приговоры, вынесенные этим молодым активистам. Властям Ирана не следует прибегать к угрозам заточения в попытке подавить молодое поколение иранских активистов», – заявила Магдалена Муграби.
«Разумеется, освобождение узников – только начало. Иранским властям необходимо реформировать карательные законы, которые слишком долго применялись для борьбы с инакомыслием в стране. До тех пор пока сохраняются подобные законы, правозащитников и активистов можно лишать свободы всего лишь за выражение собственного мнения», – добавила она.
В апреле 2016 года апелляционный суд в Тегеране оставил в силе приговор в виде лишения свободы Атены Фаргадани на полтора года по обвинению в «распространение пропаганды против системы», однако, признал художницу невиновной в «сборе сведений и преступном сговоре против национальной безопасности». Суд заменил приговор в виде лишения свободы на девять месяцев за «оскорбление членов парламента посредством изображений», «оскорбление президента» и «оскорбление работников тюрьмы» денежным штрафом.
Вступивший в силу в мае 2013 года уголовный кодекс Ирана содержит весьма расплывчатые формулировки «правонарушений», как например, «распространение пропаганды против системы», «формирование тревожных настроений в обществе», «оскорбление исламских святынь», а также «членство в незаконной организации». В совершении подобных «правонарушений» зачастую обвиняют для того, чтобы преследовать за мирное пользование правами на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу мирных собраний. Такие законодательные и процессуальные нормы идут вразрез с международными обязательствами Ирана, в том числе в рамках статей 19, 21 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих соблюдение прав на свободу выражения мнений, свободу мирных собраний и свободу объединений.