Согласно решению Комитета ООН по правам человека, власти Кыргызстана должны незамедлительно освободить узника совести Азимжана Аскарова и возместить причинённый ему ущерб. Помимо прочего, комитет постановил о необходимости аннулировать судимость Азимжана Аскарова.
В сентябре 2010 года правозащитника Азимжана Аскарова приговорили к пожизненному лишению свободы по итогам процесса, не отвечавшего международным нормам справедливого судебного разбирательства. Кроме того, Азимжан Аскаров жаловался на то, что подвергся пыткам под стражей в милиции.
Азимжана Аскарова признали виновным в соучастии в убийстве милиционера во время беспорядков, которые в июне 2010 года на несколько дней охватили южные районы Кыргызстана. Amnesty International считает, что обвинения против Азимжана Аскарова были сфабрикованы и имели политическую подоплёку с тем, чтобы помешать его законной правозащитной деятельности. Азимжан Аскаров – узник совести, которого лишили свободы исключительно за пользование правом на свободу выражения мнений.
Amnesty International приветствует заявление Верховного суда Кыргызстана от двадцать пятого апреля 2016 года о намерении пересмотреть дело Азимжана Аскарова с учётом решения Комитета ООН по правам человека и конституции страны. А до тех пор пострадавшего от пыток узника совести Азимжана Аскарова следует незамедлительно и безусловно освободить, а также обеспечить неотложную медицинскую помощь, в которой тот нуждается, в соответствии с решением Комитета ООН по правам человека.
Согласно требованию законодательства, Азимжан Аскаров подал в Верховный суд ходатайство (получено двадцать седьмого апреля 2016 года) об освобождении и пересмотре дела с учётом решения Комитета ООН по правам человека. Это значит, что у Верховного суда нет никаких препятствий для пересмотра дела.
Комитет по правам человека постановил, что права Азимжана Аскарова, гарантируемые в четырёх статьях МПГПП, были нарушены.
Комитет по правам человека признал Азимжана Аскарова пострадавшим в результате применения пыток. Изучив доказательства, представленные адвокатами Азимжана Аскарова, в том числе результаты медицинских освидетельствований, проведённых независимыми экспертами, комитет заключил, что заявления Азимжана Аскарова о том, что он неоднократно подвергался пыткам в период содержания под стражей в милиции, следует признать «обоснованными». Применение пыток идёт вразрез с положениями статьи 7 МПГПП, которая гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Комитет, кроме того, постановил, что власти Кыргызстана не выполнили своего обязательства и в кратчайшие сроки не провели беспристрастное и эффективное расследование заявлений Азимжана Аскарова о применении к нему пыток.
Помимо прочего, комитет признал обоснованной жалобу Азимжана Аскарова на то, что в период с 15 по 16 июня 2010 года он подвергся произвольному задержанию до момента официального заключения под стражу, и его родственники не могли установить его местонахождение, в нарушение статьи 9 МПГПП.
Комитет также постановил, что в нарушение статьи 10 МПГПП Азимжана Аскарова удерживали под стражей в бесчеловечных условиях. По данным комитета, до вынесения обвинительного приговора Азимжана Аскарова удерживали в нескольких местах содержания под стражей в неприемлемых условиях и(или) в переполненных камерах. После признания виновным и вынесения приговора Азимжану Аскарову отказывали в надлежащей медицинской помощи, несмотря на тяжёлые заболевания.
В заключение комитет признал, что в нарушение некоторых частей статьи 14 МПГПП Азимжану Аскарову отказали в праве не справедливое судебное разбирательство. Так, в частности, в отделе милиции и в прокуратуре на адвоката Азимжана Аскарова нападали родственники погибшего милиционера, причём сотрудники правоохранительных органов им не препятствовали; сотрудники милиции и прокуратуры не разрешали Азимжану Аскарову встречаться с адвокатом конфиденциально; адвокат Азимжана Аскарова в первый день отсутствовал на судебных слушаниях, поскольку не получил своевременного уведомления; Азимжану Аскарову и его адвокату не разрешили вызвать и допросить свидетелей обвиняемого.
Сотни человек погибли, тысячи получили ранения, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома из-за жестоких столкновений между киргизами и узбеками, которые в июне 2010 года четыре дня продолжались в южных районах Кыргызстана. До сих пор власти Кыргызстана не выполнили взятые на себя обязательства и не провели справедливое и эффективное расследование по факту столкновений и их последствий, а равно не восстановили справедливость в отношении тысяч пострадавших в результате жестоких преступлений и грубых нарушений прав человека, в том числе преступлений против человечности.
Несмотря на то что тяжкие преступления совершали представители обеих этнических групп, среди узбеков было гораздо больше раненых и убитых, кроме того, они понесли больший ущерб. Последнее утверждение с тех пор неоднократно подтверждалось данными официальной статистики. Тем не менее сразу после событий июня 2010 года и в течение последующих шести лет узбеков несоразмерно чаще задерживали и преследовали в уголовном порядке в этой связи. Кроме того, они подвергались дискриминации и жестоким нападениям на почве этнической вражды, которые надлежащим образом не расследовались.
Узбек по национальности Азимжан Аскаров – директор правозащитной организации «Воздух». Он снимал и фотографировал акты насилия, убийства и поджоги домов, в которых преимущественно жили узбеки, и других зданий в родном городе Базар-Коргон. В сентябре 2010 года Азимжана Аскарова приговорили к пожизненному лишению свободы по обвинениям в «хранении боеприпасов», «соучастии в умышленном убийстве» и «соучастии в убийстве сотрудника правоохранительного органа» по итогам процесса, не отвечавшего международным нормам справедливого судебного разбирательства. Amnesty International считает, что предъявленные ему обвинения были сфабрикованы, чтобы помешать его законной правозащитной деятельности. Организация признала Азимжана Аскарова узником совести.
По словам Азимжана Аскарова, в течение первых трёх суток задержания его жестоко избивали, принуждая сознаться в убийстве милиционера (киргиза по национальности) и дать показания против других лиц в связи с актами насилия. Двадцать шестого июля 2010 года Джалал-Абадский городской суд оставил в силе отказ прокуратуры Джалал-Абада в возбуждении дела по факту заявления Азимжана Аскарова о пытках и жестоком обращении после взятия под стражу. В октябре 2012 года международная НКО «Врачи за права человека» опубликовала доклад, в котором констатировала существенное ухудшение состояния здоровья Азимжана Аскарова в период лишения свободы, в том числе заболевания органов зрения, нервной системы, органов дыхания, в связи с которыми он не получал необходимой медицинской помощи, что можно приравнять к жестокому обращению. Ходатайства адвоката Азимжана Аскарова о повторном расследовании дела были отклонены в 2013 и 2014 годах.
«Кыргызстан: пять лет спустя; правосудия по-прежнему нет», на англ. яз.
«Кыргызстан: неисполнение долга»