EU: Halt arms transfers to Egypt to stop fuelling killings and torture
AMNESTY INTERNATIONAL Пресс-релиз
25 мая 2016 года
Страны ЕС должны прекратить поставки в Египет оружия, которое используется для убийств и пыток
Почти половина стран-членов Европейского союза (ЕС) игнорирует всеевропейский временный запрет на поставки оружия в Египет, рискуя стать соучастниками незаконных убийств, насильственных исчезновений и пыток, заявила сегодня Amnesty International.
Несмотря на временный запрет, введенный после того, как в августе 2013 года были убиты сотни демонстрантов во время демонстративного применения чрезмерной силы сотрудниками органов правопорядка, 12 из 28 государств-членов ЕС остались в числе основных поставщиков вооружений и полицейского оборудования для Египта. Есть основания опасаться, что министры иностранных дел стран ЕС могут в ближайшее время принять решение отменить существующий, но все равно не действующий, временный запрет.
«Спустя почти три года после массовых убийств, которые стали причиной того, что ЕС призвал свои страны-члены приостановить поставки оружия в Египет, ситуация с правами человека в стране только ухудшилась», - заявила Магдалена Муграби, временный заместитель директора по программам Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«Органы безопасности продолжают заниматься внутренними репрессиями и пользоваться полной безнаказанностью. Чрезмерное применение силы, массовые произвольные аресты, пытки и принудительные исчезновения стали методом работы сотрудников органов правопорядка».
«Страны ЕС, поставляющие вооружения и полицейское оборудование египетским силам безопасности, в массовом порядке занимающимся насильственными исчезновениями, пытками и произвольными арестами, действуют безответственно и рискуют стать соучастниками серьезных нарушений прав человека».
В одном только 2014 году страны ЕС выдали 290 разрешений на поставку военного оборудования в Египет, всего на сумму более 6 миллиардов евро. Эти поставки включали: стрелковое оружие, легкое вооружение и боеприпасы; бронетехника; военные вертолеты; тяжелое оружие для использования в контртеррористических и военных операция; и оборудование для слежения.
Страны ЕС, поставляющие напрямую или через посредников оружие в Египет с 2013 года: Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Италия, Кипр, Польша, Румыния, Словакия, Франция и Чешская Республика.
По данным Privacy International, компании из некоторых стран ЕС, в том числе Германии, Италии и Великобритании, также поставляли властям Египта самое современное оборудование и технологии, предназначенные для использования при шпионаже, и которое, как опасается Amnesty International, может быть использовано для подавления мирного инакомыслия и нарушения права на неприкосновенность частной жизни.
Жестокое подавление инакомыслия в Египте
В последние года власти Египта проводили репрессии под предлогом восстановления стабильности в стране после того, как в июле 2013 года военные отстранили от власти президента Мухаммеда Мурси. Жесткие меры, в том числе произвольные аресты и чрезмерное применение силы с использованием огнестрельного оружия, бронемашин и другой техники, привело к незаконным убийствам сотен демонстрантов. Еще тысячи людей были арестованы и их судили в ходе массовых судебных процессов, которые отличались вопиющей несправедливостью. Задержанные регулярно сообщали о применении пыток и других видов жестокого обращения.
Службы безопасности угрожали применением оружия и применяли его для того, чтобы напугать тех, кто мог мирно оспаривать законность правительства или открыто критиковать его политику. кроме того новые репрессивные законы - Закон о протестах (ноябрь 2013 года) и Закон о борьбе с терроризмом (август 2015 года) фактически санкционировали чрезмерное применение силы.
Сотрудники служб безопасности Египта обычно вооружены пистолетами и винтовками. При разгоне акций протеста и других массовых собраний политического характера они часто применяют дубинки, дробовики, водяные пушки, слезоточивый газ и действуют при поддержке бронетехники. Закон о протестах от 2013 года разрешает силам безопасности «пропорционально» реагировать на применение огнестрельного оружия протестующими с целью защиты жизни и имущества - но это положение толкуется в нарушение международных стандартов, которые разрешают сотрудникам правоохранительных органов открывать огонь на поражение лишь в ответ на прямую угрозу жизни или здоровью.
После того как этот закон вступил в силу, службы безопасности использовали чрезмерную силу для того, чтобы безжалостно разгонять акции протестов, что часто приводило к жертвам. В январе 2015 года как минимум 27 человек погибли в результате насилия, связанного с протестами, и многие из них от рук вооруженных сотрудников служб безопасности. Среди погибших была и Шаимаа аль-Саббаг, политическая активистка, поэт и молодая мать, которая была застрелена сотрудником полиции в центре Каира. Несмотря на то, что фотография её гибели молниеносно распространилось по интернету и вызвала возмущение международной общественности, приговор сотруднику силовых структур, который сначала был признан виновным в её гибели, был отменен египетским судом высшей инстанции и теперь его дело будет рассматриваться повторно.
Вооруженные сотрудники силовых структур также проводили массовые аресты критиков и политических оппонентов правительства. По словам сотрудника Министерства внутренних дел, процитированным в египетской прессе, только за первые 10 месяцев 2015 года было арестовано почти 12 000 человек по подозрению в «терроризме». В январе 2016 года вооруженные сотрудники служб безопасности провели обыски в более чем 5000 квартир в центральном Каире, в ходе массовой облавы на пятую годовщину восстания 2011 года, и задержали многих активистов.
Двадцать пятого апреля вооруженные сотрудники органов безопасности арестовали сотни людей во время разгона по большей части мирных акций протеста против решения правительства о передаче двух островов в Красном море Саудовской Аравии. При разгоне этих демонстраций были арестованы правозащитники, журналисты и активисты.
Четырнадцатого мая суды приговорили более 150 человек за участие в этих акциях протеста к срокам от двух до пяти лет тюремного заключения.
За прошлый год, во время целой волны насильственных исчезновений, вооруженные сотрудники сил безопасности похитили сотни человек. Эти люди на протяжении длительного времени удерживались в полной изоляции без доступа к родственникам или адвокатам, а сотрудники сил государственной безопасности пытали их для того, чтобы они «сознались» преступлениях, связанных с терроризмом.
Никто не был привлечен к ответственности за серьезные нарушения прав человека, совершенные во время и после восстания 2011 года. До сих пор египетские власти не смогли провести эффективного, независимого и беспристрастного расследования сотен случаев насильственных исчезновений, пыток и незаконных убийств, зафиксированных правозащитными организациями.
Военные операции в Синае
Египетская армия все чаще привлекалась к военным операциям против вооруженных формирований, которые нападали на мирных жителей и сотрудников сил безопасности, прежде всего на севере Синайского полуострова. Известно, что египетская армия использовала в таких операциях тяжелое вооружение, в том числе бронетранспортеры, танки, ударные вертолеты Apache и истребители F-16.
Amnesty International обеспокоена полным отсутствием прозрачности при проведении армейских операций против вооруженных формирований.
Был введен запрет на распространение информации о военных операциях на Синайском полуострове, а журналистам и независимым организациям гражданского общества запрещается посещать этот район. В то же время страны ЕС санкционировали поставки тяжелых вооружений и техники, как утверждается, для того, чтобы помочь Египту в его борьбе с «терроризмом», несмотря на отсутствие прозрачности и гарантий соблюдения прав человека относительно из использования. Это вызывает особенную обеспокоенность, учитывая, что никто не был привлечен к ответственности за вопиющие нарушения прав человека, совершенные во время правления военных после восстания 2011 года.
ЕС помогает проведению внутренних репрессий
В то время как имеющиеся данные свидетельствуют о том, что многие страны ЕС практически проигнорировали призыв 2013 года о временном запрете на поставки вооружений, использующихся во «внутренних репрессиях» в Египте, существуют опасения, что предстоящие переговоры могут привести к дальнейшему ослаблению или даже снятию временного запрета. В прошлом году США приняли решение возобновить военную помощь Египту на сумму в 1.3 миллиарда долларов ежегодно.
«Поставлять оружие, которое скорее всего будет способствовать проведению внутренних репрессий в Египте противоречит положениям Договора о торговле оружием, участниками которого являются страны ЕС, и нарушает Общую позицию ЕС относительно экспорта вооружений», - подчеркнул Брайан Вуд, глава программы Amnesty International по вопросам контроля за распространением оружия и прав человека.
«ЕС следует немедленно ввести эмбарго на все поставки всех типов вооружений и техники, которые в настоящее время используются в Египте для совершения серьезных нарушений прав человека. ЕС и страны, входящие в ЕС, должны прекратить поощрять неправомерное поведение египетской полиции и армии неограниченными поставками вооружений».
Некоторые из крупнейших поставщиков в Египет оружия, которое может быть использовано для внутренних репрессий:
• Болгария в 2014 году выдала всего 59 разрешений на экспорт военного оборудования в Египет на общую сумму в 51 643 626 евро, из них более 11 миллионов евро приходится на стрелковое оружие/легкие вооружения и боеприпасы. В том числе в Египет было поставлено 10 000 автоматов, 300 легких пулеметов и 21 пистолет-пулемет.
• Чешская Республика является постоянным поставщиком легких вооружений в Египет. В 2014 году чешское правительство выдало 26 разрешений на экспорт в Египет товаров военного назначения на сумму в 19,9 миллионов евро - в основном легкое вооружение и боеприпасы. Власти Чехии сообщили ООН, что они экспортировали в Египет с 2013 по 2015 года 80 953 пистолетов и револьверов. Министерство внутренних дел Египта в феврале 2014 года заказало у чешских оружейных фирм 10 миллионов патронов калибра 9 мм.
• Франция в 2014 году выдала разрешений на экспорт товаров на сумму более 100 миллионов евро в категории «бомбы, торпеды, реактивные снаряды, ракеты и других взрывных устройств» и «транспортных наземных средств и их комплектующих». Было также поставлено более ста грузовых автомобилей «Шерпа», которые рекламируются как машины для правоохранительных органов.
• Италия в 2014 году выдала 21 разрешение на экспорт военного оборудования, всего на сумму в 33,9 миллионов евро. В 2015 году Италия отправила стрелкового оружия, деталей к нему и сопутствующих товаров более чем на 4 миллиона евро, а в 2016 году уже зарегистрировала поставки пистолетов и револьверов в Египет на сумму в 73 391 евро.
Amnesty International призывает ЕС и страны-члены ЕС:
• Объявить и неукоснительно соблюдать обязательное эмбарго на поставки в Египет тех видов оружия, относящегося к оборудованию для обеспечения безопасности и правопорядка, которое используется для совершения или содействия совершению серьезных нарушений прав человека. Если этого не сделать, то существует опасность продолжения нарушений Общей позиции ЕС в отношении экспорта оружия, а также правозащитных положений глобального Договора о торговле оружием.
• Ввести политику «презумпции отказа» в отношении поставок оружия для египетских вооруженных и военно-воздушных сил. Не было проведено эффективных, независимых и беспристрастных расследований сообщения об авиаударах, в результате которых погибли или получили тяжелые ранения мирные жители. Нарушения прав человека, совершенные вооруженными силами во время восстания 2011 года и на протяжении следующего года, когда страной управляли военные, так и не были эффективно расследованы. Нельзя выдавать разрешения на любые возможные поставки таких товаров в Египет до проведения тщательной оценки сопутствующих рисков для соблюдения прав человека, которая продемонстрирует, что получатель, вооруженные силы Египта, будет использовать это оборудование в соответствии с законом, придерживаясь своих международных обязательств по международному праву в области прав человека, и пока государство-экспортер не согласует соответствующие обязательные гарантии с правительством Египта.
• Соблюдать это эмбарго и политику «презумпции отказа» пока власти Египта не введут в действие эффективные гарантии для предотвращения дальнейших серьезных нарушений прав человека со стороны сил безопасности и не проведут полноценного, быстрого, независимого и беспристрастного расследования нарушения, совершенных после восстания 2011 года, с целью привлечения к ответственности виновных в этих преступлениях в ходе справедливых судебных разбирательств.