Европейский Союз (ЕС) должен немедленно отказаться от планов по возвращению просителей убежища в Турцию, строящихся на ложном представлении о том, что Турция якобы является «безопасной» для беженцев страной, заявила Amnesty International в рамках опубликованного сегодня брифинга.
В брифинге «No safe refuge: Asylum-seekers and refugees denied effective protection in Turkey» («Небезопасное возвращение: в Турции отказывают просителям убежища и беженцам в эффективной защите», на англ. яз) подробно рассказывается об изъянах системы предоставления убежища в Турции и бедах, с которыми сталкиваются беженцы в стране. Установленные факты свидетельствуют о том, что высылка просителей убежища в рамках соглашения ЕС-Турция от восемнадцатого марта, противоправная и немыслимая мера.
Брифинг свидетельствует о том, что турецкая система предоставления убежища не может справиться с более чем тремя миллионами просителей убежища и беженцев. В результате просители убежища годами ждут рассмотрения своего дела, и всё это время они не получают практически никакой поддержки в вопросах поиска жилья и средств к существованию для них самих и их родственников. При этом даже девятилетним детям приходиться работать, чтобы помочь родным.
«Соглашение ЕС-Турция – безответственное и противозаконное. Факты, установленные Amnesty International, свидетельствуют о несостоятельности представления о том, что Турция способна гарантировать соблюдение прав и удовлетворить чаяния более трёх миллионов просителей убежища и беженцев», – заявил Джон Дальхизен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Беспрестанно стремясь не пустить нелегальных мигрантов в Европу, ЕС намеренно искажает реальные факты, касающиеся того что сейчас на самом деле происходит в Турции. Предполагается, что новая система предоставления убежища с большим трудом будет справляться в стране, которая приняла самое большое число беженцев в мире. Безусловно, важно подержать и помочь Турции внедрить полнофункциональную систему предоставления убежища, ЕС не может вести себя так, будто таковая уже существует», – добавил он.
Несмотря на то, что страна охотно принимает беженцев, большой наплыв людей (порядка 2,75 миллионов сирийских беженцев и 400 000 просителей убежища и беженцев из других стран, преимущественно Афганистана, Ирака и Ирана), безусловно, представляет собой серьёзное испытание как для новой турецкой системы предоставления убежища, так и для структуры удовлетворения основных потребностей такой массы людей.
В докладе говорится о том, что турецкая система предоставления убежища не удовлетворяет трём важнейшим критериям, соблюдение которых согласно нормам международного права сделало бы возвращение просителей убежища в Турцию правомочным, а именно требованиям о доступе к процедуре определения статуса, о долгосрочных решениях и средствах к существованию.
В Турции не хватает мощностей для обработки заявлений о предоставление статуса просителя убежища, это значит, что сотни тысяч просителей убежища и беженцев подчас годами вынуждены пребывать в правовом вакууме. Власти Турции отказались предоставить Amnesty International статистику, касающуюся процедуры определения статуса. Тем не менее в апреле они сообщили о том, что обработали порядка 4000 заявлений, что составило полтора процента от 266 000 заявлений, зарегистрированных УВКБ ООН в 2015 году.
Беженцев следует либо интегрировать в стране, либо переселять в другие страны, либо возвращать в страну выезда, только в том случае, если это не представляет для них угрозы. Тем не менее Турция отказывается предоставлять полноценный статус беженца и интегрировать в стране всех беженцев, прибывающих не из европейских стран, при этом международное сообщество не предлагает сколько-нибудь достаточных вариантов/мест для переселения. В результате беженцы оказываются в двойной ловушке: они не могут начать новую жизнь в Турции и не могут надеяться на возможность переселения в другую страну ни в ближайшие годы, ни вообще.
Фаиза (имя изменено) и её сестра, обе афганки, бежали от брака по принуждению из Ирана и были признаны беженками в Турции. В течение трёх лет они тщетно ждали, когда же их вызовут на собеседование в посольство страны переселения. В конечном итоге они не нашли ничего лучше, как рискнуть жизнью и попытаться нелегально добраться морем в Грецию.
Фаиза рассказала Amnesty International, что, если бы существовала хоть какая-нибудь разумная возможность безопасно и легально уехать из Турции, а также хоть какая-нибудь поддержка до завершения процесса, она и сестра, безусловно, остались бы ждать. Она сказала: «Если бы у нас была надежда на переселение, мы бы стали ждать. Мы очень боялись ехать в Европу, потому что знали, как это опасно. Но… мы совсем отчаялись. Мы сказали сами себе, что можем умереть, можем не добраться, но всё это ничего не значит, потому что мы не можем больше оставаться в Турции».
Подавляющее большинство беженцев из Сирии и других стран вынуждены искать прибежище без поддержки со стороны государства. Несмотря на то что власти Турции разместили свыше 264 000 сирийских беженцев в лагерях вдоль южной границы, они ни при каких условиях не могут обеспечить кров остальным 90% беженцев из Сирии (2,48 миллионов человек). В настоящее время социальное жильё предоставили лишь 100 из 400 000 (0,025%) просителей убежища и беженцев из других стран. Это значит, что примерно три миллиона просителей убежища и беженцев вынуждены самостоятельно удовлетворять потребности в жилье, исходя из собственных возможностей.
Исследователи Amnesty International в период с марта по май 2016 года опросили в Турции 57 беженцев. Все они рассказывали о том, как вынуждены выживать, не получая от властей практически никакой помощи. При этом подавляющее большинство сообщили, что полагаются на помощь родственников, знакомых просителей убежища или религиозных общин.
Беженцы рассказали Amnesty International о том, как живут в убогом или даже самодельном жилье, периодически спят в мечетях, парках и на станциях метро, потому что не могут позволить себе платить арендную плату. Два семейства из Афганистана спят под одним из стамбульских мостов после того, как трое малолетних детей утонули при неудачной попытке пересечь границу по морю.
«Турция позиционирует себя как радушная принимающая беженцев сторона, но на деле её обязательства перед лидерами государств-членов ЕС не отражают реальные условия. Просители убежища и беженцы застревают в Турции на долгие годы, и пока они ждут, им не только не помогают, но и не дают помочь себе самостоятельно», – считает Джон Дальхизен.
«Сложившаяся ситуация – практическая проверка для лидеров европейских стран. Безусловно, с политической точки зрения уступить другой стороне правовые обязательства в части помощи людям, спасающимся из зоны вооружённых конфликтов, может показаться целесообразным, однако, если они думают, что могут делать это правомочно и не причиняя ещё больший вред и без того серьёзно пострадавшим людям, они явно трагически заблуждаются», – добавил он.
Составители брифинга предупреждают о том, что детский труд – обычное явление среди беженцев в Турции, так семьи пытаются удовлетворить элементарные потребности.
Сирийская беженка, мать трёх мальчиков рассказала Amnesty International о том, что вся семья в составе семи человек выживает на 5-10 турецких лирах в день (порядка 1,75 - 3,5 долларов США), которые зарабатывает девятилетний сын, работая в гастрономе. Отец семейства получил в Сирии осколочное ранение и не может работать.
ЕС обязан разделить ответственность, а не перекладывать её на другие страны Вместо перекладывания своей ответственности на Турцию ЕС следует принять меры к тому, чтобы запустить масштабную программу переселения беженцев, которые в настоящее время застряли в Турции.
В то время как Турция приняла свыше трёх миллионов просителей убежища и беженцев – больше любой другой страны мира – государства-члены ЕС в 2015 году совместно обеспечили переселение лишь 8 155 беженцев из разных стран мира.
«Европейский Союз отреагировал на тяжелейший гуманитарный кризис нашего времени тем, что возвёл заграждения, увеличил число пограничников и заключил с соседними государствами сомнительные соглашения с тем, чтобы не пускать людей на свою территорию. Всё это породило лишь горе и страдания, и всё новые смерти в море», – заключил Джон Дальхизен.
Восемнадцатого марта 2016 года ЕС и Турция согласовали многообещающий документ о миграционном контроле, официально представляющий собой соглашение. В обмен на шесть миллиардов долларов, а также политические уступки со стороны ЕС Турция обязалась принимать назад всех «нелегальных мигрантов», прибывающих на греческие острова после двадцатого марта.
В основе соглашения ЕС-Турция лежит представление о том, что Турция является безопасным местом и туда можно возвращать просителей убежища и беженцев. Помимо несоблюдения прав беженцев на территории Турции (что послужило темой доклада), ни одна страна не может считаться «безопасной», если высылает людей в страны, где они могут пострадать в результате грубых нарушений прав человека. Предыдущее исследование Amnesty International показало, что в конце 2015 – начале 2016 года из Турции выдворяли просителей убежища и беженцев в Афганистан, Ирак и Сирию, подвергая именно этой опасности.