Вся страна скорбит по жертвам стрельбы в Орландо и мы все выражаем свою солидарность с убитыми и ранеными, многие из которых были представителями ЛГБТИ. Это отвратительное, бессмысленное преступление.
США необходимо задуматься, что страна должна сделать, чтобы все ее граждане могли жить безопасно и без страха перед насилием, а это значит, что нам следует рассматривать насилие с применением оружия как кризис в области прав человека. Также нам необходимо серьезно обсудить вопрос о том, как мы можем защитить людей от дискриминации и преступлений на почве ненависти. И мы должны добиться того, чтобы один теракт не приводил к следующему - а мусульмане и иммигранты не стали козлами отпущения в результате этой ужасной трагедии.
Мы уже видим, что некоторых члены Конгресса уже высказываются в этом ключе. Они призывают наделить правительство еще более широкими полномочиями на ведение слежки и по контролю за всеми нашими действиями, даже если нас не подозревают в совершении конкретного преступления. Почти через пятнадцать лет после терактов 11 сентября 2011 года мы снова и снова слышим все те же слова, продиктованные потрясением и страхом.
Это правда, что правительство, если будут расширены его полномочия по ведению наблюдения за всеми, будет, по определению, всех контролировать (в том числе потенциальных злоумышленниками). Но это ложная уверенность. Правоохранительные органы будут погребены под горами информации и им будет труднее вычислять людей, которые действительно планируют преступления. Просить о больших полномочиях на ведение слежки слежку для правительства в ответ на трагедию в Орландо - это то же самое, что сказать следователям заняться на собиранием сена в стога вместо того, чтобы приказать им побыстрее найти иглы.
Большее количество профилактических программ по слежению, в том числе тех, которые специально нацелены на общины американских мусульман, также угрожает превратить страну в государство тотального шпионажа, где людям приказывают шпионить друг за другом. Подобная добровольная слежка скорее всего приведет к разгулу спекуляций, люди будут постоянно доносить в полицию, основываясь на предубеждениях, а не на фактах - и это приведет к росту недоверия и подозрительности в общинах.
Атмосфера постоянной слежки также подрывает перспективы получения достоверных сообщений о преступлениях. Последние пятнадцать лет показали, что простые граждане, давая наводки полиции, могут помочь в предупреждении атак. Согласно одному исследованию две из каждых пяти сорванных террористических атак с 2001 по 2011 гг. были пресечены благодаря информации, полученной от членов мусульманской общины. Опыт многих стран, от Индии до Ирландии, показывает, что когда люди боятся полиции и боятся подвергнуться незаконным преследованиям, то они менее склонны сообщать о преступлениях.
Как отметил вчера президент Обама - предложения по организации специальной слежки за мусульманами дискриминационны и не сделают страну безопаснее. Очень важно сказать, что эти предложения являются очевидными поисками козла отпущения, как это и сделал президент Обама. Но также важно пристально изучить новые предложения о слежке, которые хоть и связаны с антимусульманской риторикой, но приведут к тому, что ФБР и другим разведывательным агентствам будут предоставлено право вести постоянное наблюдение за американскими мусульманами и другими меньшинствами без судебного ордера и контроля со стороны общественности.
Еще более серьезная проблема, связанная с профилактическим наблюдением и другими реакционными предложениями в области борьбы с терроризмом - это то, что они игнорируют суровую действительность данного момента. Вооруженные группировки, совершающие военные преступления и преступления против человечности, например та, что называет себя Исламским государством (запрещенная в РФ организация), не существует в вакууме. Каждая из них появилась из-за целого комплекса определенных причин, и мы не должны делать вид, что все они руководствуются одним мотивом (или, если уж на то пошло, они представляют единую угроза - или существует одно решение для всех).
Тем не менее мы знаем, что эти чудовищные нападения являются частью намного более широкой системы распространения насилия и конфликтов. США не могут закрыть все двери, запереть ворота и надеяться, что всемирный кризис до них не доберется. Они должны принять активное участие в амбициозном и многолетнем проекте по созданию международной системы защиты прав человека, как самый надежный гарант прогресса в деле достижения мира. Всегда было ясно, что США не должны поддерживать режимы, которые пытают, убивают и преследуют инакомыслящих. Но речь идет не о высокой цели, а о суровой реальности - пока у правительств есть деньги, оружие и поддержка США для нарушений прав человека, десятки тысяч людей будут попадать под перекрестный огонь кризисов и конфликтов. Если ООН и другие системы защиты прав человека бездействуют, то и перспективы на снижение уровня насилия крайне невысоки.
Автор: Нарин Шах, директор программы Amnesty International США по вопросам безопасности