Египетская Служба национальной безопасности (СНБ) занимается похищениями, подвергает пыткам и насильственным исчезновениям людей с тем, чтобы запугать оппонентов и ликвидировать в стране мирное инакомыслие, говорится в опубликованном сегодня новом докладе Amnesty International, посвящённом беспрецедентному росту числа насильственных исчезновений с начала 2015 года.
В докладе «Египет: Официально тебя не существует. Применение пыток и насильственных исчезновений под предлогом борьбы с терроризмом» речь идет о тенденции, в рамках которой при участии государства бесследно исчезают сотни студентов, политических активистов и протестующих, в том числе дети 14 лет. По данным местных НКО в среднем в день задерживают от трёх до четырёх человек, обычно их дома штурмуют хорошо вооружённые силовики под руководством сотрудников СНБ. Многих держат в заключении на протяжении нескольких месяцев и часто случается, что всё это время они находятся там с завязанными глазами и закованные в наручниках.
«В этом докладе рассказывается о шокирующих и жестокие методах, применяемых египетскими властями, для того, чтобы запугать и заставить замолчать протестующих и инакомыслящих», - отметил Филип Лютер, директор программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Насильственные исчезновения стали одним из главных инструментов государственной политики в Египте. Любой, кто осмеливается открыто высказать свое мнение рискует, а борьба с терроризмом используется как предлог для похищений, допросов и пыток тех, кто выступает против политики властей.
Египетские власти неоднократно отрицали, что в стране происходят насильственные исчезновения, но истории, приведенные в этом докладе, доказывают обратное. В этом докладе говорится не только о жестокости, с которой сталкиваются те люди, которые подвергаются исчезновениям, но также о согласованных действиях национальных сил безопасности и судебных органов, которые готовы лгать, чтобы замести следы, или не расследуют утверждения о применении пыток, что делает их соучастниками серьёзных нарушений прав человека».
В докладе подробно изложены истории 17 человек, которых подвергли насильственным исчезновениям, держали в изоляции от нескольких дней до семи месяцев, без какой-либо связи с внешним миром, без доступа к адвокатам и родственникам и без какого-либо независимого судебного надзора.
В доклад также включены ужасающие описания пыток, применяемых во время допросов, которые продолжались до семи часов, с целью получить «признательные показания», которые позже использовались в качестве доказательства их вины во время допроса сотрудниками прокуратуры и при вынесении им обвинительных приговоров на судах. В отдельных случая, пыткам подвергали детей.
Один из самых шокирующих примеров – это случай Мазена Мохаммеда Абдаллы, которого подвергли насильственному исчезновению в сентябре 2015 года, когда ему было 14 лет, и он стал жертвой чудовищного насилия. Его неоднократно насиловали деревянной палкой с целью получить от него ложные «признательные показания».
Асера Мохамеда, которому на момент ареста тоже было 14 лет, в январе 2016 года подвергли насильственному исчезновения и 34 дня избивали, пытали электрическим током и подвешивали за конечности для того, чтобы получить от него ложные «признательные показания», в управлении СНБ в районе «6 Октября», одном из районов Большого Каира. В конце концов его привели к прокурору по вопросам госбезопасности, который предупредил, что его и продолжат пытать электрическим током, если он попытается отказаться от своих «признательных показаний».
В докладе, кроме историй этих двух мальчиков, задокументировано ещё три случая, когда дети подвергались насильственному исчезновению на сроки до 50 дней. В ряде случаев, даже после того, как Генеральный прокурор отдавал распоряжение об освобождении детей, силовые структуры подвергали их насильственному исчезновению во второй раз и выдвигали против них новые обвинения.
В ряде других случаев арестовывались родственники для того, чтобы оказать давление на главного фигуранта и заставить его дать «признательные показания». В июле 2015 был арестован Атеф Фаранг вместе со своим 22-летним сыном Ехьей. Их родственники уверены, что Атеф был арестован за участие в сидячей демонстрации протеста, а его сын с ограниченными физическими возможностями был арестован, чтобы заставить отца «признаться» в тяжких правонарушениях. Обоих продержали в заключении 159 дней и теперь им предъявлены обвинения в принадлежности к запрещённой организации «Братья-мусульмане».
В марте 2015 года, после назначения министром внутренних дел Магди Абдель Гаффара, заметно увеличилось количество насильственных исчезновений. До этого он служил в Главном управлении расследований госбезопасности, подразделении тайной полиции печально известном нарушениями прав человека во время правления Хосни Мубарака, которая была распущена после восстания 2011 года и переименована в СНБ.
В 2015 году Ислам Халил подвергся 122-дневному насильственному исчезновению. Все это время у него были завязаны глаза и сотрудники СНБ, допрашивавшие его в Танте, городе к северу от Каира, жестоко избивали его, пытали электрическим током, в том числе пропускали ток через его гениталии, голым подвешивали его за запястья и лодыжки и так продолжалось часами, пока он не терял сознания.
Однажды допрашивавший его сотрудник сказал: «Ты думаешь, что ты чего-нибудь стоишь? Мы можем убить тебя, завернуть в одеяло и выбросить в любую помойку. И никто о тебе не спросит». Другой сотрудник, когда пытал его электричеством, даже предложил ему помолиться в последний раз.
Позже его перевели в отделение СНБ в районе Лазогли, в центре Каира, которое он описал как «ад», и где он провел 60 дней, постоянно подвергаясь пыткам.
Считается, что в отделении СНБ в Лазогли, которое располагается в здании Министерства внутренних дел, содержатся под стражей сотни людей и, по словам задержанных, это одно из самых страшных мест заключения. Его камеры находятся недалеко от знаменитой каирской площади Тахрир, на которую пять лет назад тысячи людей вышли протестовать против применения пыток и жестокости спецслужб Хосни Мубарака.
Исчезновение итальянского студента Джулио Реджени, чье тело со следами пыток было найдено в Каире в январе 2016, привлекло внимание всех мировых СМИ. Египетские власти неоднократно заявляли о своей непричастности к его исчезновению и убийству, но в докладе Amnesty International говорится, что сходство его увечий и увечий египтян, погибших в заключении, дает основание предполагать, что его смерть - это лишь верхушка айсберга и может быть проявлением широкомасштабной практики насильственных исчезновений, применяемой СНБ и другими спецслужбами Египта.
Помимо увеличения риска применения пыток и других видов жестокого обращения и лишения пострадавших защиты закона, насильственные исчезновения также имеют крайне тяжело сказываются на родственниках пострадавших, которым остаётся только догадываться о судьбе их близких.
«Я хотел знать лишь одно – жив мой сын или нет», - сказал Абдель Моэз Мохамед, чей 22-летний сын Карим, студент инженерного факультета, на четыре месяца был подвергнут насильственному исчезновению, после того как агенты СНБ в сопровождении хорошо вооруженных силовиков задержали его у себя дома в Каире в августе 2015 года.
Некоторые из родственников пытались сообщать об исчезновениях в Министерство внутренних дел и Генеральному прокурору, но в большинстве случаев расследования даже начинались. В тех редких случаях, когда расследования начинались, они закрывались после того, как власти узнавали, что задержанные находятся в камерах СНБ, и даже после этого им продолжали отказывать в доступе к адвокатам и родственникам.
«Президент Абдул-Фаттах Ас-Сиси должен отдать распоряжение всем государственным спецслужбам прекратить применение насильственных исчезновений, пыток и других видов жестокого обращения и ясно дать понять, что любой, кто отдает приказы, совершает или участвует в подобных нарушениях будет привлечен к ответственности», - подчеркнул Филип Лютер.
«Всем, кого держат под стражей в подобных условиях, следует предоставить доступ к адвокатам и родственникам. Те, кто находятся под стражей исключительно за мирное осуществление своих прав на свободу выражения мнений и собраний должны быть немедленно и безоговорочно освобождены».
В докладе также звучит призыв к президенту Ас-Сиси безотлагательно создать независимую следственную комиссию для расследования всех утверждений о насильственных исчезновениях, применении пыток и других видов жестокого обращения к задержанными со стороны СНБ и других спецслужб, и наделить ее полномочиями беспрепятственно проводить проверки во всех государственных ведомствах, в том числе военных.
В докладе приводятся доказательства того, что египетская Генеральная прокуратура, как было установлено, признавала крайне сомнительные доказательства, предоставленные СНБ, (которая регулярно подделывала даты арестов, чтобы скрыть то время, которое задержанные провели в условиях насильственного исчезновения) и выдвигала обвинения на основании «признательных показаний», полученных под принуждением, и не проводила расследований утверждений о применении пыток - не назначала медицинских обследований и не делала о них отметок в официальных отчетах. В тех редких случаях, когда сотрудники прокуратуры направляли лиц, находящихся под стражей, на независимую медицинскую экспертизу, их адвокатам не позволяли ознакомиться с ее результатами.
«В докладе резко критикуется египетская Генеральная прокуратура, которая является соучастником в этих нарушениях и грубо нарушила свои обязательства, которые, согласно египетскому законодательству, заключаются в защите людей от насильственных исчезновений, произвольных арестов, пыток и других видов жестокого обращения. Если не будут проведена реформа Генеральной прокуратуре с целью гарантировать её независимость от органов исполнительной власти, то она по-прежнему будет неспособна выполнять свои задачи», - отметил Филип Лютер.
Многие западные державы считают Египет своим ключевым партнером в борьбе с терроризмом в регионе и многие страны использовали это обоснование при поставках в Египет оружия и связанного с ним оборудования, несмотря на доказательства того, что оно используются для совершения серьёзных нарушений прав человека. Многие до сих пор продолжают поддерживать тесные дипломатические, торговые и другие отношения с этой страной, не уделяя первоочередного внимания ситуации с правами человека.
«Все государства, особенно страны ЕС и США, должны использовать все свое влияние для давления на Египет для того, чтобы покончить с этими ужасающими нарушениями, которые совершаются под предлогом обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом», - заявил Филип Лютер.
«Вместо того, чтобы продолжать вслепую поставлять специализированные и полицейские средства в Египет, они должны прекратить все поставки вооружений и оборудования, которое использовалось для совершения серьёзных нарушений прав человека в Египте, пока не будут установлены эффективные гарантии против их неправомерного использования, не будут проведены тщательные и независимые расследования, а виновные не будут привлечены к ответственности».