Сможет ли Мексика покончить с пытками женщин?

Вероника Расо, 37-летняя мексиканка, мать троих детей, боится спать. Каждую ночь, когда она ложится в постель в своей маленькой камере в федеральной тюрьме Морело, в часе езды от Мехико, у нее в голове начинают прокручиваться события самых страшных 24 часов в ее жизни.

Восьмого июня 2011 года федеральные полицейские насиловали, душили и били её током на каком-то складе в Мехико. Ее пытали так жестоко, что в результате она чуть не умерла. Полицейские хотели, чтобы она сказала, что она входит в одну из тех жестоких преступных группировок, которые сеют хаос по всей стране. С тех пор она сидит в тюрьме.

История Вероники должна была бы быть исключением, страшной ошибкой, результатом действий нескольких «паршивых овец» из рядов правоохранительных органов Мексики.

К сожалению, это не так.

В докладе, опубликованном Amnesty International, приводятся страшные рассказы 100 женщин, арестованных мексиканской полицией или военными в основном во время правления нынешнего президента Энрике Пенья Ньето, который вступил в должность в декабре 2012 года.

Из этих 100 женщин 97 заявили, что подверглись физическому насилию, 72 сказали, что подверглись сексуальному насилию и 33 сообщили, что их изнасиловали. Как и в случае с Вероникой, многих из них пытали, чтобы они «признались» в том, что входили в наркокартель или банду, занимающуюся похищением людей.

Мы посетили единственную женскую федеральную тюрьму в Мексике, чтобы взять интервью для этого доклада; и на нас одна за другой обрушились ужасные истории насилия.

Домохозяйка, которую похитили с улицы неизвестные мужчины, когда она шла покупать продукты. Потом оказалось, что это были сотрудники силовых органов. Мать, которую арестовали, когда она шла забрать детей из школы. И молодая женщина, которая стала свидетелем того, как её мужа запытали до смерти сотрудники полиции. Все это есть в страшных историях, записанных Amnesty International.

Вряд ли для кого-нибудь станет новостью тот факт , что в Мексике постоянно и повсеместно применяются пытки. Согласно недавним исследованиям Amnesty International, с 2013 по 2014 год на федеральном уровне количество уголовных исков в связи с применением пыток увеличилось вдвое. С 2014 года новых данных власти не предоставляли.

Но этот последний доклад выводит предыдущие результаты исследований на совершенно новый и поистине зловещий уровень. Изнасилования и другие формы сексуального насилия регулярно применяются во время пыток женщин с тем, чтобы заставить их признаться в совершении преступлений. Эти признания улучшают статистику раскрываемости и создают иллюзию, что власти что-то предпринимают для борьбы с кризисом в области безопасности, который сейчас охватил всю Мексике.

Несмотря на то, что эти сведения поражают, они не должны стать новостью для администрации президента Пенья Ньето.

Всего лишь два месяца назад в мексиканские СМИ попало видео, которое вызвало общественный скандал. На этом видео сотрудники полиции и армии душат пластиковым пакетом женщину и допрашивают ее, пока она кричит от боли.

Командующий армией пошел не беспрецедентный шаг и публично, по телевидению, осудил эти действия и принес извинения. Глава федеральной полиции последовал его примеру. Это видео сделало общественным достоянием очевидный факт: пытки по-прежнему являются главной стратегией в борьбе Мексики против наркокартелей и организованной преступности.

Это видео также демонстрирует нам, чем такой подход оборачивается для людей – две невыносимые минуты мучительных страданий. Возможно, еще хуже то, что мы не знаем, что происходило после того, как камеру выключили. Ведь мы не знаем, что еще пришлось пережить этой женщине.

На бумаге Мексика заслуживает награду как отличник в системе международной защиты прав человека. Нет практически ни одного договора в области прав человека, который она бы ни ратифицировала. И это несмотря на то, что в стране царит почти полная безнаказанность за нарушения прав человека, ежегодно поступают тысячи жалоб на применение пыток и других видов жестокого обращения, а те, кто занимаются пытками, остаются на свободе.

Федеральный генеральный прокурор не смог назвать ни одного случая в 2014 и 2015 годах, когда было выдвинуто обвинение против тех, кто применяет пытки. А когда мы спросили сколько военнослужащих было отстранено от службы за сексуальное насилие или изнасилования с 2010 года, армия не смогла назвать ни одного человека.

Когда пытают или иным образом жестоко обращаются с женщинами им в особенности угрожают формы насилия, связанные с их полом. Жестокие избиения, угрозы изнасиловать женщин и их семьи, удушение, прикладывание электродов к половым органам, хватание за груди и сдавливание сосков, изнасилования, в том числе разными предметами, пальцами и огнестрельным оружием – это лишь некоторые из форм насилия, применяемого по отношению к женщинам и зафиксированного Amnesty International.

Помимо всего прочего женщина из неблагополучной среды является легкой мишенью для злоупотреблений. Полиция и солдаты, судя по всему, пользуются тем, что если женщина живет в нищете, то у нее нет возможности обратиться к властям. Например, молодая работница секс-индустрии и одинокая мать двух детей рассказала Amnesty International, что вечером 2014 года, когда ее арестовала федеральная полиция, она просто «шла работать, чтобы заработать на жизнь». Её избили, подвергли насилию, а позже обвинили в тяжком преступлении.

Некоторые из женщин, с которыми мы разговаривали, были изнасилованы людьми, служащими в ВМФ. Мексиканские морские пехотинцы участвуют в операция по обеспечению общественной безопасности и часто считаются элитным подразделением. Однако наше исследование показало, что аресты проведенные моряками чаще других сопровождаются изнасилованиями. В 2011 году именно морпехи 30 часов мучали Денисе Бланко и Корину Утреро, в том числе насиловали и подвергали ритуальным унижениям в наказание за то, что они лесбиянки. Они до сих пор находятся в тюрьме по обвинениям в организованной преступной деятельности и преступлениях, связанных с наркотиками.

Так что же должно сделать правительство, чтобы искоренить эту отвратительную практику? Факты свидетельствуют, что специальные тренинги на самом деле почти ни на что не влияют. Флот, армия и федеральная полиция уверили Amnesty International, что их сотрудники прошли буквально сотни тренингов, посвященных «правам женщин и гендерным аспектам».

И хотя все это обескураживает, но Amnesty International уверена, что создавшуюся ситуацию можно и необходимо изменить. Мы также считаем, что лучший способ остановить эту волну насилия – это гарантировать, что для те, кто занимается насилием, не уйдут безнаказанными.

У правительства уже есть инструменты, с помощью которых оно может этого добиться. Девятого сентября 2015 года оно создало небольшую рабочую группу при министерстве внутренних дел для решения проблемы сексуальных пыток женщин. Группа была создана для координирования деятельности различных госучреждений по этой проблеме, которое позволило бы достичь реального прогресса в расследовании подобных дел. Впрочем, с момента своего создания группа в основном бездействует.

Эта группа, называющаяся «Официальный механизм по вопросам сексуальных пыток женщин», должна срочно приступить к выполнению своих задач и ей следует незамедлительно выделить ресурсы, необходимые для того, чтобы ее работа начала приносить результаты.

Если у этой группы не будет необходимых для работы полномочий, то ее ждет провал. А этого никак нельзя допустить – из мексиканских тюрьмах продолжают звучать все новые и новые истории о пережитых ужасах. Этот кошмар должен прекратиться.

Автор: Эрика Гевара-Росас, директор региональной программы Amnesty International по Северной и Южной Америке.

#новости #блог #Мексика