Заявление президента Реджепа Эрдогана о введении в стране чрезвычайного положения не должно открыть путь для отката назад в области прав человек или быть использовано в качестве предлога для дальнейшего подавления свободы выражения мнений и отмены защитных мер от произвольных задержаний и пыток, заявила сегодня Amnesty International.
Поздним вечером в среду после совместного заседания Национального совета безопасности и кабинета министров Турции, президент Реджеп Эрдоган объявил, что правительство вводит в стране чрезвычайное положение как минимум на три месяца.
«Вполне объяснимо, что из-за насилия, связанного с попыткой переворота, принимаются меры, нацеленные в первую очередь на обеспечение общественной безопасности. Но чрезвычайные меры не должны нарушать обязательств Турции по международному праву. Они не должны привести к отказу от достигнутых такими усилиями свобод и гарантий соблюдения прав человека и не должны стать постоянными», - заявил Эндрю Гарднер, эксперт Amnesty International по Турции.
«В ситуации, когда почти 10 000 человек находятся под арестом, когда появляются утверждения о жестоком обращении под стражей и проводится чистка в министерствах правительства и средствах массовой информации, расширенные полномочия, которые получают власти в рамках режима чрезвычайного положения, могут подготовить почву для дальнейшего отказа от достижений в области прав человека».
Страшным предзнаменованием того, что может произойти, стало сегодняшнее заявление заместителя вице-премьера Турции о том, что на время чрезвычайного положения правительство приостанавливает действие в стране Европейской конвенции по правам человека.
Чрезвычайное положение предоставляет премьер-министру и его правительству полномочия руководить страной с помощью указов и действовать в обход парламента. Amnesty International опасается, что этот шаг может быть использован властями в качестве повода для продления срока содержания под стражей до предъявления обвинений, который на данный момент составляет четыре дня. В нынешних обстоятельствах такое увеличение срока может еще больше подорвать меры защиты от жестокого обращения, а также право на справедливое судебное разбирательство. Чрезвычайные меры также могут быть использованы для введения произвольных ограничений на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний и для того, чтобы отказывать госслужащим в их праве обжаловать временное отстранение от работы или увольнение.
В соответствии с нормами международного права чрезвычайные меры должны быть необходимыми и соразмерными по своему масштабу и продолжительности и их следует использовать только для противодействия реальным угрозам для безопасности страны. Крайне важно, чтобы они тщательно контролировались, были временными и применялись взвешенно, то есть только тогда, когда они абсолютно необходимы.
«Важно, чтобы турецкое правительство не использовало чрезвычайное положение как повод для еще более жесткого подавления мирного инакомыслия. Турецкая конституция гарантирует, что даже в чрезвычайных ситуациях обязательства Турции по международному праву не будут нарушены», - подчеркнул Эндрю Гарднер.
«Согласно нормам международного права, существует ряд прав, например, право на справедливое судебное разбирательство и запреты на пытки и дискриминацию, действие которых ни в коем случае не может быть приостановлено или ограничено».
«Это правительство уже нарушало существующие законы, а чрезвычайное положение дает ему еще больше возможностей для того, чтобы продолжать двигаться по этому опасному пути».
• Правительство приступило к масштабным репрессиям в отношении людей, обвиняющихся в связях с Фетхуллахом Гюленом, которого власти обвиняют в организации государственного переворота. Amnesty International обеспокоена тем, что власти действуют произвольно, задерживая и отстраняя от работы людей без достаточных доказательств совершения ими противоправных действий.
• По данным «Habertürk», центрального проправительственного турецкого новостного телеканала, после попытки переворота от работы отстранили как минимум 2 745 судей и работников прокуратуры. По словам вице-премьера Нумана Куртулмуша, 2 277 судей и сотрудников прокуратуры были задержаны, из них 1270 находятся в предварительном заключении, а 730 ожидают под стражей предъявления обвинений.
• Девятнадцатого июля Министерство образования сообщило, что 15 200 сотрудников министерства были отстранены от работы и находятся под следствием за связи с Фетхуллахом Гюленом. По данным провластной газеты «Daily Sabah» на 19 июля, Совет по вопросам высшего образования предложил уйти в отставку 1577 деканам университетов. 195 деканов уже подтвердили свою отставку. По данным «Habertürk», в отношении всех этих деканов будет проведено расследование их связей с Фетхуллахом Гюленом.
• Как утверждает полуофициальное турецкое новостное агентство «Anadolu», правительство начало процедуру закрытия 524 частных школ и 102 других организаций, находящихся в ведении Министерства образования, по подозрению в связях с Фетхуллахом Гюленом.
• Министерство образования также до дальнейших распоряжений приостановило право сотрудников высших учебных заведений на проведение исследований за границей и отозвало домой ученых, которые в настоящий момент работают за рубежом.
• Власти также произвольно заблокировали доступ к более чем 20 новостным сайтам, отозвали лицензии у 25 издательств в стране, а 34 журналистам аннулировали пресс-карты. Также был выдан как минимум один ордер на арест журналистки за ее репортажи, посвященные попытке переворота.
• Этим утром в Стамбуле был задержан уважаемый адвокат-правозащитник и журналист Орхан Кемаль Дженгиз и доставлен в городское полицейское управление.