Amnesty International собрала заслуживающие доверия свидетельства того, что в Турции в официальных и неофициальных центрах содержания под стражей задержанные подвергаются избиениям и пыткам, в том числе изнасилованиям.
Организация призывает, чтобы независимым наблюдателям был незамедлительно предоставлен доступ ко всем задержанным после попытки переворота во всех местах содержания под стражей, в том числе в полицейских управлениях, спортивных центрах и судах. После неудавшегося переворота было задержано более 10 000 человек.
Amnesty International получила заслуживающие доверия сообщения о том, что сотрудники турецкой полиции в Анкаре и Стамбуле заставляют задержанных находиться в неудобных позах до 48 часов подряд, не дают им еды и воды, не предоставляют медицинской помощи, оскорбляют и угрожают им. В худших случаях некоторых из задержанных жестоко избивали и пытали, в том числе насиловали.
«Сообщения о злоупотреблениях, в том числе избиениях и изнасилованиях под стражей, вызывают огромную тревогу, особенно учитывая масштаб задержаний, прошедших на прошлой неделе. Мрачные подробности, которые мы зафиксировали, это лишь отдельные примеры тех нарушений, которые могут происходить в местах содержания под стражей», - заявил Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе.
«Совершенно необходимо, чтобы турецкие власти покончили с этой отвратительной практикой и позволили международным наблюдателям встретиться с этими задержанными в местах содержания под стражей».
Задержанные находятся под стражей без законных на то оснований, в том числе в неофициальных местах заключения. Им отказывали в доступе к адвокатам и родственникам и не сообщали надлежащим образом о выдвинутых против них обвинениях, подрывая тем самым их право на справедливое судопроизводство.
В субботу турецкое правительство выпустило первый указ в соответствии с новыми полномочиями в рамках объявленного им чрезвычайного положения. Этот указ значительно увеличил срок, который задержанные могут находиться под стражей до предъявления им обвинения, - с 4 до 30 дней. Из-за этого изменения для задержанных возрастает опасность подвергнуться пыткам и другим видам жестокого обращения. В этом же указе госслужащим разрешается наблюдать или даже вести запись встреч задержанных, находящихся в предварительном заключении, с адвокатами, и вносятся ограничения для задержанных в том, кого они могут выбрать себе в качестве защитника, что ещё сильнее подрывает их право на справедливое судебное разбирательство.
Amnesty International поговорила с адвокатами, врачами и людьми, работающими в следственных изоляторах, об условиях, в которых содержатся задержанные. Организация получила множество сообщений о том, что задержанных держали под стражей в не предназначенных для этого местах, например, в спортивных центрах и конюшнях. Некоторых из задержанных, в том числе как минимум троих судей, держали под стражей в коридорах здания суда.
Все интервьюируемые пожелали сохранить анонимность из соображений безопасности. Организация получила крайне тревожные сообщения о пытках и других видах жестокого обращения с задержанными, особенно в спортзале полицейского управления Анкары, спортзале «Анкара Башкент» и в конюшнях клуба верховой езды «Анкара Башкент».
Согласно этим сообщениям, полицейские заставляли задержанных находиться в неудобных положениях, не давали им еды, воды, не обеспечивали оказание задержанным медицинской помощи, оскорбляли и угрожали, избивали и применяли пытки, в том числе изнасилования и сексуальные принуждения.
Двое адвокатов в Анкаре, представляющие интересы задержанных, сообщили Amnesty International, что задержанные рассказали, что были свидетелями того, как сотрудники полиции насиловали полицейской дубинкой или пальцами арестованных старших армейских офицеров.
Человек, работающий в спортивном зале полицейского управления Анкары, видел задержанного, чьи тяжёлые травмы указывали на то, что его избивали, в частности, у него был огромный отёк на голове. Задержанный не мог встать, сфокусировать взгляд и постоянно терял сознание. И хотя в некоторых случаях задержанным оказывали незначительную медицинскую помощь, этому задержанному полиция не дала оказать необходимую ему медицинскую помощь, несмотря на его тяжёлую травму. Интервьюируемый слышал, как один полицейский врач сказал: «Пусть помирает. Скажем, что его доставили уже мёртвым».
Тот же интервьюируемый рассказал, что в спортивном зале полицейского управления Анкары содержатся 650-800 солдат. Как минимум у 300 из задержанных есть следы избиений. У некоторых задержанных видны кровоподтёки, порезы или сломанные кости. Около 40 человек получили настолько серьёзные травмы, что не могли ходить. Двое не могли встать. У одной женщины, которая содержится в другом здании, есть кровоподтёки на лице и на теле.
Интервьюируемый также слышал, как сотрудники полиции делали заявления, указывающие на то, что они ответственны за избиения, и что задержанных избивали для того, чтобы они «заговорили». Как правило, судя по всему, хуже всего обращаются с высшим офицерским составом.
У многих задержанных в спортивном зале и других помещениях руки были стянуты за спиной пластиковыми стяжками; их заставляли часами стоять на коленях. Интервьюируемые сообщили, что эти пластиковые стяжки часто были затянуты слишком туго и оставляли раны на руках задержанных. Иногда у задержанных также были завязаны глаза в течение всего срока их нахождения под стражей.
Адвокаты рассказали, как людей доставляли на допрос к работникам прокуратуры в покрытых кровью рубашках. Интервьюируемые также рассказали, что по словам задержанных, полиция не давала им еды до трёх дней и воду до двух.
Один адвокат, работающий в суде чаглаянского района в Стамбуле, рассказала, что некоторые из задержанных, которых она видела, находились в крайне тяжёлом эмоциональном состоянии - один попытался выброситься из окна шестого этажа, а другой с силой бился головой о стену.
«Несмотря на то, что ужасные фотографии и видео пыток широко транслировались по всей стране, правительство продолжает сохранять демонстративное молчание по этому поводу. В таких обстоятельствах отсутствие осуждения жестокого обращения и применения пыток равносильно попустительству», - подчеркнул Джон Дальхизен.
Amnesty International взяла интервью у более чем 10 адвокатов в Анкаре и Стамбуле, которые сообщили о том, в каких условиях их клиенты содержатся под стражей. Каждый из этих адвокатов представляет до 18 клиентов. Подавляющее большинство их клиентов - это военнослужащие низших чинов, в том числе множество солдат срочной службы. Среди остальных есть судьи, работники прокуратуры, полицейские и другие госслужащие. Основная масса задержанных - это мужчины в возрасте 20 лет.
Рассказы адвокатов, которые общались с нами на условиях анонимности, были поразительно похожи.
Все адвокаты заявили, что в большинстве случаев полиция держала задержанных в предварительном заключении четыре или больше дней. За редкими исключениями их клиенты находились всё это время в полной изоляции и не могли сообщить своим родственникам, где они находятся и что с ними случилось.
У них также не было возможности позвонить адвокату и, чаще всего, они в первый раз встречались со своими адвокатами лишь незадолго до того, как их должны были отвезти в суд или на допрос к работнику прокуратуры. Одна из адвокатов рассказала Amnesty International, что когда она наконец встречалась со своими клиентами, то «[они] давали мне контакты [своих родственников], чтобы я могла позвонить им. Родственники ничего не знали. Они были очень рады услышать, что их сыновья живы».
Amnesty International поговорила с родственником одного высокопоставленного военного, задержанного в Анкаре. Он рассказал, что родственники смогли поговорить с задержанным в субботу, 16 июля, по мобильному телефону до того, как полиция его конфисковала, и с тех пор родственники ничего не знают о судьбе и местонахождении задержанного. Родственники несколько раз ездили в разные следственные изоляторы в Анкаре, но им неизменно говорили, что задержанного здесь нет. У этого задержанного также не было доступа к адвокату. Такое обращение равносильно насильственному исчезновению, которое само по себе является преступлением согласно нормам международного права. Эта практика лишает задержанных защиты закона и какой-либо связи с внешним миром, из-за чего они подвергаются крайне высокой опасности пыток или даже внесудебной казни.
Адвокаты рассказали Amnesty International, что в большинстве случаев ни им самим, ни их клиентам не сообщали о конкретных обвинениях, выдвинутых против задержанных - ни в полицейском протоколе, ни даже в суде, что крайне затрудняет подготовку защиты. Задержанные солдаты представали перед судом группами по 20-25 человек. Один из адвокатов сказал, что пытаться защитить клиента в нынешних условиях - это всё равно что «пытаться что-нибудь найти при выключенном свете».
Только одна из задержанных, интересы которой представлял адвокат, давший интервью Amnesty International, имела возможность выбрать себе адвоката. По словам других интервьюируемых, частным адвокатам не разрешали представлять задержанных. Им всем были назначены адвокаты из адвокатской коллегии, занимающейся юридической помощью. Доступ задержанных к адвокатам также был ограничен. Адвокаты сказали Amnesty International, что после судебных заседаний им не разрешали общаться с клиентами, которых отправляли обратно в предварительное заключение.
«Всё это является грубым нарушением права на справедливое судебное разбирательство, которое закреплено как в национальном турецком законодательстве, так и в международном праве», - подчеркнул Джон Дальхизен.
«В настоящий момент Турция по понятным причинам крайне обеспокоена вопросом общественной безопасности, но никакие обстоятельства не могут оправдать пытки и другие виды жестокого обращения или произвольные задержания. Сейчас в Турции царит атмосфера страха и ужаса. Правительство должно не заниматься местью, а направить страну по пути соблюдения прав и законов».
Согласно информации, предоставленной Amnesty International адвокатами, многие задержанные содержатся под стражей без достаточных оснований. В подавляющем большинстве случаев, как говорят адвокаты, в ходе судебных слушаний, на которых выдвигались обвинения против их клиентов, не было представлено никаких доказательств существования обоснованного подозрения участия их клиентов в противоправных действиях. И на этих слушаниях не устанавливалось, существуют ли юридически допустимые причины для их содержания под стражей до суда.
Адвокаты объяснили, что вместо этого судьи приказывали оставлять задержанных солдат в предварительном заключении, если они покидали свои казармы в вечер переворота, вне зависимости от причин. В одном из случаев задержанной, которая предстала перед судом, судья не задал ни одного вопроса.
Некоторые из вопросов, которые задавали судьи, не имели никакого отношения к попытке переворота и, очевидно, их целью было установить какую-либо связь задержанных с Фетхуллахом Гюленом или сочувствующими ему организациями. Власти обвиняют Гюлена в организации переворота, что он отрицает.
Адвокаты объясняли, что задержанным избирали меру пресечения в виде предварительного заключения даже без установления факта, что задержанный может сбежать из-под суда, или что существует опасность, что задержанный может сфальсифицировать улики, как того требует закон.
«Задержание людей в связи с уголовным обвинением без демонстрации того, что у вас есть доказательства его преступной деятельности, по определению является произвольным и незаконным», - подчеркнул Джон Дальхизен.
«Следует провести расследование этих абсолютно незаконных и, судя по всему, систематически применяемых практик».
Amnesty International призывает Европейский комитет по предотвращению пыток (КПП) в срочном порядке посетить Турцию для проверки условий содержания под стражей. Как член Совета Европы турецкое правительство обязано сотрудничать с КПП. КПП является единственным независимым органом, уполномоченным выборочно посещать все места содержания под стражей в Турции в любое время по своему выбору.
Национальное правозащитное учреждение Турции, у которого был доступ в пенитенциарные учреждения страны для проверки условий содержания, было упразднено в апреле 2016 года, и в стране не осталось организаций с такими полномочиями. В нынешних условиях (когда тысячи задержанных содержатся в течение долгого времени до вынесения обвинений в полной изоляции без доступа к адвокатам и родственникам, в незаконных центрах содержания под стражей) и в свете утверждений о пытках и других видах жестокого обращения, крайне важно, чтобы наблюдателям был разрешён доступ.
«Amnesty International призывает турецкие власти придерживаться своих обязательств по международному праву в области прав человека и не злоупотреблять режимом чрезвычайного положения, попирая права задержанных», - заявил Джон Дальхизен.
«Запрет на применение пыток является абсолютным и не может быть нарушен или ограничен ни в каких обстоятельствах».
Amnesty International призывает турецкие власти выступить с осуждением пыток и других видов жестокого обращения в местах содержания под стражей и предпринять конкретные шаги по борьбе с ними и привлечению виновных к ответственности.
Власти должны оперативно извещать коллегии адвокатов и родственников о задержаниях и предоставлять беспрепятственный доступ адвокатам к их клиентам на всех этапах содержания под стражей.