Мир столкнулся с беспрецедентным гуманитарным кризисом. В 65-ю годовщину принятия Конвенции ООН о статусе беженцев в мире насчитывается 65 млн перемёщенных лиц — максимальное количество со времён Второй мировой войны. Около трети их составляют беженцы, и не менее половины из них дети. И вместе с тем единственная попытка найти международное решение этой острейшей проблемы сейчас выхолащивается и откладывается.
В конце прошлого года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выдвинул предложение по глобальному договору, который полностью изменил бы картину и позволил бы справедливо разделить ответственность за защиту беженцев между всеми государствами мира. План скоординированного глобального ответа на массированное перемещение беженцев призван выровнять вопиющий дисбаланс, заключающийся, среди прочего, в том, что развивающиеся страны приняли 86% всех беженцев в мире, тогда как богатейшие страны, хотя и признавая права беженцев, чаще всего отделываются пустыми словами в их адрес. Замаячило более совершенное, более справедливое решение, когда богатые страны возьмут долю ответственности на себя.
Однако весь план, глобальный договор о совместной ответственности за беженцев, теперь висит на волоске. У государств — членов ООН осталась последняя возможность сформулировать эти предложения до конца июля, а потом они будут приняты на сентябрьском заседании высокого уровня ООН. Amnesty International проанализировала материалы, представленные перед началом дискуссий членами ООН, и пришла к выводу, что шанс погасить этот разрастающийся мировой пожар упускается.
В ситуации, когда некоторые государства пытаются размыть договор в угоду собственной политической повестке дня, на выходе мы рискуем получить робкие полумеры, которые чуть укрепляют статус-кво, а то и вовсе ослабляют имеющуюся защиту. Вместо солидарности наблюдается преобладание национальных и региональных интересов. Вместо мужества — переизбыток осторожности. А в итоге вместо прорыва мы можем получить ещё одну хорошо написанную бумажку, санкционирующую бездействие. Всё как всегда. Если так произойдёт, разочаруются и убедятся в ненадёжности наших лидеров не только десятки миллионов беженцев и перемещённых лиц, но и все мы.
Разнообразные причины такого сговора разных стран, включая Австралию, Китай, Египет, Европейский союз, Индию, Россию, Пакистан и Соединённое Королевство, в целом сводятся к собственным интересам государств. Одних волнует влияние соглашения на суверенитет и национальные выборы. Некоторые развивающиеся страны, экономики которых получают чистые преимущества от миграции, хотели бы, чтобы миграция была частью более широкого соглашения, из-за чего, скорее всего, принятие итогового варианта будет отложено до 2018 года. Другие хотят, чтобы и дальше никто не мешал им проводить политику отпугивания, в частности держать под стражей детей и семьи.
В прошлом году ООН утвердила 17 целей, направленных на преобразование нашего мира, — повестку дня в области устойчивого развития, которая, среди прочего, включает в себя обещание «обеспечить, чтобы все люди могли реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства». Такие цели в области устойчивого развития сулят всем людям успешную, приносящую удовлетворение жизнь.
Новая инициатива ООН стала продолжением этих обещаний, совместив их с обязательствами соблюдать нормы, закреплённые Конвенцией 1951 года о статусе беженцев, а также протоколом 1967 года, который расширяет её действие. При этом предусматривается, что новая программа должна решить проблему нынешнего и будущего массированного перемещения людей через границы. В опубликованном в мае докладе ООН обрисовала прочную, глобально скоординированную систему, которая оказала бы беженцам долговременную помощь и сделала миграцию «безопасной, законной и упорядоченной».
И вот вместо исторического прорыва нам грозит исторический провал. Миллионы беженцев, которые томятся — порой десятилетиями — в странах, зачастую не приспособленных для их размещения, не должны больше ждать. Компромиссное соглашение, не предусматривающее решительных действий, только продлит ненужные страдания и подвергнет риску жизни людей. Оно станет олицетворением бессмысленно растраченного грандиозного человеческого потенциала огромного количества женщин, мужчин и детей.
Amnesty International предложила план из пяти пунктов о справедливом разделе ответственности за размещение беженцев и помощь им между государствами — членами ООН в соответствии с их ВВП, уровнем безработицы и другими объективными критериями. Такое разделение ответственности способно спасти миллионы от горя и смерти в море или от болезней, дать беженцам реальное, безопасное и легальное спасение от войны и гонений.
И вместо того чтобы пообещать принять конкретные меры, государства размывают изначальные предложения, прозвучавшие ранее в этом году, а тактика затягивания означает, что по-прежнему отсутствуют чёткие сроки реализации.
Преодоление кризиса беженцев вполне достижимо. Международное сообщество уже продемонстрировало, что в состоянии справиться со сложными глобальными вызовами, такими как цели в области устойчивого развития или цели в области изменения климата, одобренные в декабре прошлого года в Париже. На самом деле глобальный кризис беженцев это кризис лидерства, а не ресурсов. Международная реакция на беженский кризис в Индокитае в 1970–1980 годах продемонстрировала, что международное сообщество способно сотрудничать через ООН с целью разместить сотни тысяч человек. Та реакция показала, как более богатые страны совместными усилиями могут принять на себя ответственность по защите беженцев.
У государств — членов ООН осталось мало времени. Хотят ли наши правительства остаться в памяти как поколение, которое упустило исторический шанс защитить миллионы беженцев? Или же как лидеры, которые воспользовались моментом и начали писать новую, сильную главу в истории защиты беженцев?
Автор: Салил Шетти, генеральный секретарь Amnesty International