Одна из наиболее мрачных страниц в истории двадцатисемилетнего правления Каримова в Узбекистане — тюремное заключение журналиста Мухаммада Бекжанова. Он держит рекорд по продолжительности пребывания за решеткой среди арестованных журналистов по всему. Половину всего срока пребывания у власти Каримова он провел в тюрьме лишь за то, что отважился критиковать правительство.
Бекжанова приговорили к пятнадцати годам лишения свободы в 1999 году, на тот он был главным редактором оппозиционного издания. Обвинительный приговор стал возможным после того, как узбекские силовики пытками вынудили Бекжанова сознаться в «антигосударственных» преступлениях. В тюрьме Мухаммад Бекжанов оглох на одно ухо и заразился туберкулёзом.
Amnesty International в течение многих лет ведёт кампанию за освобождение Бекжанова, его сторонники отправили сотни тысяч писем в его поддержку. Власти бездействовали. В его случае, как и во многих других, Узбекистан оставался глух к критике. В 2012 году, вместо того чтобы освободить журналиста досрочно, власти, напротив, продлили срок тюремного заключения Мухаммада Бекжанова.
В течение всего правления Каримова Amnesty International получала сообщения о пытках, внесудебных убийствах, которые пополняли картину о царящей в стране атмосфере безнаказанности. Каримов никогда не гнушался пытками и массовыми расправами с оппонентами — этому я стала непосредственным свидетелем в 2005 году. ¬ В 2005 году от руки полицейских и сотрудников спецслужб, подчинявшихся Каримову, погибли сотни демонстрантов, собравшиеся на главной площади города Андижан. Спустя несколько недель я тайно приехала в Узбекистан, чтобы поговорить с людьми, выжившими в этой бойне, и родственниками погибших.
Они соглашались говорить только вполголоса, за закрытыми дверями, отказывались, чтобы их имена упоминались в исследовании. Пулевые отверстия на площади к тому времени уже почти заделали, но люди, с которыми я встречалась, отчаянно боялись того, что власти будут делать с другими свидетельствами расправы — ими самими.
Расправа в Андижане получила наиболее широкую огласку из всех преступлений Каримова за границей, но после бойни против выживших началась кампания репрессий. Власти попытались навязать собственную версию событий, утверждая, что акцию протеста якобы координировали вооружённые экстремисты, те же, кто ставил под сомнение эту легенду, попадали за решётку тысячами. Под преследование властей попали и те пятьсот жителей Андижана, которым удалось бежать в сопредельный Кыргызстан.
Большинству беженцев удалось в итоге осесть в других странах, но некоторым не осталось ничего другого, как вернуться обратно, ведь их родственников на родине посадили в тюрьму. Вопреки заверениям правительства они тоже оказались за решёткой.
Так власти страны поступали со многими своими противниками, оппонентами и просто нелояльными с их точки зрения гражданами на протяжении всего срока правления Каримова, фиксировала Amnesty International. Произвольные задержания, пытки и жестокое обращения с задержанными стали отличительными чертами системы уголовного права.
Не далее чем в апреле этого года, в своём докладе Amnesty International рассказала о том, как судьи регулярно выносят обвинительные приговоры, руководствуясь признательными показаниями, полученными под пытками. При этом жалобы подсудимых на пытки и другое жестокое обращение игнорируют или отклоняют.
Узбекские власти систематически прикрываются интересами национальной безопасности и необходимостью борьбы с «антигосударственной» деятельностью, чтобы оправдать репрессивные меры в отношении тех, кого они хотят принудить к молчанию.
К их числу относятся представители политической оппозиции, критики правительства, журналисты, такие как Мухаммад Бекжанов, посещающие неподконтрольные государству мечети мечати, а также реальные или предполагаемые участники незаконных исламистских группировок и партий.
Несмотря на некоторое осуждение репрессивного режима Ислама Каримова на международном уровне, Узбекистан успешно поддерживает союзы с крупнейшими геополитическими игроками. Пугает тот факт, что в таких условиях даже побег из страны не обеспечивал безопасность тех, кто подвергся преследованиям со стороны государства.
Российские власти неоднократно нарушали взятые на себя международные обязательства и высылали из сраны узбекских беженцев, просителей убежища и мигрантов, разыскиваемых на родине по делам о «национальной безопасности». Подчас они делали вид, будто не замечают, как узбекские силовые ведомства похищают людей. Многие из тех, кого принудительно вернули на родину, впоследствии оказались в пыточных камерах полиции и спецслужб.
Западные страны, в свою очередь, нередко закрывают глаза на вопиющие нарушения прав человека Узбекистаном в обмен на материально-техническую поддержку операций коалиции во главе с США в Афганистане.
После расправы в Андижане Европейский союз ввёл санкции в отношении Узбекистана, однако, позднее они были отменены, не оказав никакого значимого влияния на политику страны.
Неужели никого и никогда не привлекут к ответственности за злодеяния, совершённые в период правления Каримова?
*** Анна Нейстат, старший директор Amnesty International по исследованиям