Ведущие производители электромобилей должны рассказать своим покупателям о мерах, которые они принимают для того, чтобы исключить при производстве своих машин использование компонентов, добытых детским трудом, и обнародовать информацию о любых нарушениях, которые они обнаружат, заявила Amnesty International накануне открытия Парижского автосалона, где будут представлены новые модели электромобилей.
Ведущие производители электромобилей General Motors (GM), Renault-Nissan и Tesla не предоставили информации о мерах, которые они принимают для того, чтобы гарантировать, что кобальт, который добывают дети, иногда даже семилетние, на шахтах в Демократической Республике Конго (ДРК), не используется в батареях их машин.
«Электромобили возможно не настолько «чисты», как вы думаете. Покупатели должны отдавать себе отчет в том, что их экологичные машины могут быть связаны со страданиями работающих детей из Демократической Республики Конго. Купят ли покупатели на Парижском автосалоне машину, если решат, что кому-то она стоила детства?» - спрашивает Марк Даммет, исследователь Amnesty International по вопросам бизнеса и прав человека.
«Как показывает исследование Amnesty International, существует значительная вероятность того, что кобальт, добываемый детьми, попадает в батареи электромобилей. Эти машины рекламируются в качестве «этичного выбора» для водителей, серьезно относящихся к экологии и социальным вопросам, так что компании, которые их производят, должны выложить все начистоту и доказать, что закупки сырья осуществлялись надлежащим образом».
Более половины всего кобальта в мире, являющегося важнейшим компонентом литий-ионных батарей, которые применяются в электромобилях, добываются в ДРК, и 20% его добывается ручным трудом. В ходе исследования, проведенного Amnesty International при подготовке доклада «Вот ради чего мы умираем», опубликованного в январе 2016 года, было установлено, что взрослые и дети, иногда даже в возрасте семи лет, работают в ужасных условиях в районах, где полезные ископаемые добывают кустарным способом. Исследователи обнаружили, что шахтеры, зарабатывающие в день всего один доллар, могут погибнуть в результате несчастного случая или получить тяжелые легочные заболевания
Новое исследование, опубликованное Amnesty International накануне Парижского автосалона 2016 года, выявило пять производителей машин, которые могут быть могут иметь отношение к кобальту из ДРК. Как известно из публикаций в прессе и пресс-релизов компаний, южно-корейский производитель LG Chem поставляет батареи для:
• Chevrolet Volt производства GM
• моделей Twizy и ZOE производства Renault-Nissan
• и модификаций модели Roadster компании Tesla
Другая южно-корейская компания, Samsung SDI, поставляет батареи BMW (модели i3 EV и i8 PHEV) и Fiat-Chrysler (500E EV), двум автопроизводителям, которые подтвердили это в письмах Amnesty.
В опубликованном в январе 2016 года докладе Amnesty International говорится, что возможно и другие автомобильные компании, в том числе Daimler, VW и китайский автоконцерн BYD, используют кобальт, добываемый на шахтах ДРК, где дети и взрослые работают в опасных условиях.
Amnesty International использовала документы, рассылаемые инвесторам, чтобы показать как кобальт, добытый в ДРК, покупает китайская компания Zhejiang Huayou Cobalt (Huayou Cobalt), которая поставляет компоненты для батарей производителям в Китае и Южной Корее. В свою очередь, эти производители компонентов продают их изготовителям батарей, в том числе LG Chem и Samsung SDI, которые поставляют свой продукт многим крупнейшим автоконцернам.
Daimler заявил, что он не получает сырья напрямую из ДРК или от поставщиков в ДРК. VW также отверг какие-либо связи с Huayou Cobalt. Обе компании сообщили, что они активно работают над выявлением возможных нарушений прав человека у поставщиков кобальта, но не предоставили никаких доказательств. Так, например, они не пояснили, каким образом они проверяют информацию, предоставляемую поставщиками. И что особенно важно, они не предоставили ни названий плавильных заводов, ни оценки соответствия их методов работы стандартам. BYD не ответил на просьбу Amnesty International предоставить соответствующую информацию.
BMW и Fiat Chrysler больше других уделяют внимание правам человека, но все равно не дотягивают до международных стандартов.
General Motors (GM), Renault-Nissan и Tesla не ответили на просьбу Amnesty International предоставить данные о том, как они выявляют и устраняют нарушения прав человека в своих цепочках поставок кобальта, особенно в отношении детского труда. Компания Renault заявила, что ответит Amnesty «в самое ближайшее время», но больше никакой информации не предоставила.
Для сравнения, BMW и Fiat-Chrysler прислали подробные ответы, но при этом не смогли предоставить достаточных доказательств того, что они соблюдают международные стандарты, применимые к цепочкам поставок минерального сырья:
• Компания BMW заявила, что она тщательно проверяет свои цепочки поставок кобальта с 2013 года и требует от поставщиков указывать их литейные заводы, названия которых она раскрыть отказалась. BMW добавила, что Huayou Cobalt не является их поставщиком, и она получила заверения от производителя батарей, Samsung SDI, что Huayou Cobalt не участвует в цепочке поставок сырья. Однако, BMW не предоставила доказательств того, что ей были предприняты какие-либо независимые шаги для проверки утверждений Samsung’a.
• Fiat Chrysler, еще один постоянный покупатель продукции Samsung SDI, также заявил, что Huayou Cobalt не участвует в цепочке его поставок. И, кажется, он точно так же на слово поверил утверждениям Samsung’a. Fiat Chrysler отметил, что в настоящий момент у него «нет программы, конкретно занимающейся идентификацией литейных и горно-обогатительных предприятий». Это означает, что в Fiat Chrysler не существует действующей системы отслеживания поставок кобальта до «слабого места» в цепочке и таким образом невозможно определить, присутствует ли кобальт, добытый детьми в ДРК, в их цепочке поставок.
Более подробную информацию об ответах компаний можно найти здесь. Полный текст ответов компаний находится здесь.
В соответствии с руководящими принципами, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), компании, использующие кобальт, добытый в районах повышенного риска, должны указывать свои горно-обогатительные и литейные предприятия, а также обнародовать свою собственную оценку адекватности практических мер, предпринимаемых литейными предприятиями для выявления и устранения нарушений и угрозы правам человека.
Ни одна из упоминавшихся выше компаний не смогла продемонстрировать, что они соблюдают эти стандарты при закупках кобальта.
Amnesty International призывает все многонациональные компании, использующие литий-ионные батареи, доказать, что они на практике реализуют свои принципы, и предоставить доступ к результатам своих расследований. Крайне важно, чтобы они обнародовали всю информацию, относящуюся к любым нарушениям прав человека или угрозам таких нарушений, которую они обнаружат.
Добровольных действий корпораций не достаточно. Amnesty International также призывает правительства принять законы, которые потребовали бы от компаний проверять и обнародовать информацию об источниках минерального сырья и о поставщиках. Сегодня глобальный рынок торговли кобальтом никак не регулируется. Кобальт не подпадает под существующие в США правила для «полезных ископаемых, добываемых в зонах конфликтов», куда входят золото, колтан/тантал, олово и вольфрам, добываемые в ДРК.
Во Франции Национальное собрание приняло законопроект, который обяжет крупные французские компании, такие как Renault, предотвращать нарушения прав человека в своих цепочках поставок. Сенат рассмотрит этот законопроект в октябре.
«Этот законопроект - прекрасный пример того, как государство может гарантировать, что компании будут серьезно относится к соблюдению прав человека и выполнять свои обязательства. Если он будет принят, то компании можно будет наказывать за потерю бдительности», - отметил Марк Даммет.
«Без закона, который сделает обязательной проверку соблюдения прав человека, компании продолжат уклоняться от обсуждения этого вопроса и извлекать выгоду из использования детского труда и других нарушений».
Более подробную информацию о совместном докладе Amnesty International и AfreWatch «Вот ради чего мы умираем: Нарушения прав человека при добыче кобальта в Демократической Республике Конго» вы можете найти здесь.
• У шахтеров часто возникают долгосрочные проблемы со здоровьем и они рискуют погибнуть от несчастного случая.
• Подавляющее большинство шахтеров ежедневно проводят многие часы, работая с кобальтом, без самого элементарного защитного снаряжения - перчаток, рабочей одежды и масок, которые могли бы защитить их от кожных и легочных заболеваний.
• Как минимум 80 горняков погибли под землей на юге ДРК лишь за период с сентября 2014 по декабрь 2015 года.
• Дети рассказали Amnesty International, что они работали в шахтах до 12 часов в день, перенося тяжелые грузы и получая за это один или два доллара в день. По данным ЮНИСЕФ, в 2014 года на юге ДРК в шахтах работало примерно 40 000 детей.
• Пол, 14-летний сирота, который начал работать в шахте в 12 лет, рассказал исследователям, что он все время болеет, потому что проводит много времени под землей: «Я провожу в штольнях по 24 часа. Прихожу утром и ухожу только на следующее утро… Мне приходится справлять нужду прямо в штольнях… Приемная мать собиралась отправить меня в школу, но приемный отец был против. Он эксплуатировал меня, заставил меня работать на шахте».
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником.
Twitter Facebook VKontakte