Недавний крах очередного соглашения о прекращении огня в Сирии привёл к тому, что в прошлые выходные Алеппо подвергся ещё более беспощадному обстрелу. По данным «Центра регистрации нарушений» (независимой сирийской правозащитной организации), в провинции и главным образом в самом городе Алеппо погибли не менее 173 мирных жителей.
В субботу в своих сообщениях и звонках люди, запертые в осаждённом городе, рассказывали о непрекращающихся страшных ударах, цель которых, по всей видимости, можно было охарактеризовать лишь одним словом – сравнять город с землёй.
Больше всего меня встревожил звонок Гины, у которой остались лишь двое детей; третий ребёнок погиб при авиаударе по городу Алеппо пару месяцев назад. Все время, что она умоляла помочь ей, на заднем плане были слышны разрывы. Затем звонок оборвался. Я пыталась перезвонить – безрезультатно. Я понимала, что звонок мог прерваться из-за обрыва телефонной линии, но не могла не думать о худшем – о том, что она погибла при авианалёте.
Позднее я узнала, что Гина и её двое детей остались живы. Однако в результате авиауудара она получила тяжёлое ранение, их дом был разрушен.
Из-за борьбы за контроль над Алеппо провинция подвергается беспощадным бомбардировкам как со стороны сирийских правительственных войск, так и их союзника – России. Снова и снова сирийские войска бомбят школы, жилые здания, больницы и медицинские учреждения и, что самое ужасное, уничтожают непосредственно мирное население. Вопрос – почему?
Не вызывает сомнения тот факт, что сирийское правительство при поддержке России применяет военную авиацию для того, чтобы умышленно заставлять страдать мирное население, для чего регулярно подвергает бомбардировкам густонаселённые гражданские районы и здания. В течение нескольких лет прослеживается явная тактика – правительственные войска используют бомбардировки, чтобы наказывать мирное население в районах, подконтрольных группировками вооружённой оппозиции. Но это ещё не всё. В течение последних нескольких лет Amnesty International фиксирует тактику умышленных авиаударов по больницам в северных районах провинции Алеппо, что, по-видимому, можно считать элементом военной стратегии, нацеленной на то, чтобы изгнать население из городов и сёл, обеспечив таким образом возможность дальнейшего наступления наземных войск.
Именно этой стратегией сейчас пользуются сирийские правительственные войска, чтобы установить контроль над городом Алеппо. Осада в сочетании с бездействием участников Совета Безопасности ООН и других стран даёт возможность России и правительству Сирии безнаказанно нападать на мирное население, оставляя жителям Алеппо единственную возможность спастись от ужаса – принуждая их эвакуироваться из города на подконтрольные правительству территории. Как только в городе не останется жителей, правительство сможет установить контроль и объявить о победе. В прошлом месяце так и произошло с городом Дарайей (недалеко от Дамаска), жители которого, выжившие после четырёх лет безжалостной осады и бомбардировок, против воли согласились на полную эвакуацию.
Одна их жительниц города Алеппо, Маяда, рассказала мне, что боится смерти, но не хочет уезжать из города, который всю жизнь называла домом. В выходные её район трижды бомбили, несмотря на то, что тот почти на километр удалён от линии фронта.
Ещё один житель все выходные эвакуировал раненых. Он рассказал: «Я собирался вывезти раненого друга на автомобиле из-под обстрела в районе аль-Машхад. Вдруг я услышал звук самолёта, а затем нас осыпало осколками разбитого оконного стекла. Почти минуту я слышал не очень мощные разрывы. Я подождал ещё около десяти минут и поехал к больнице, которая была в нескольких метрах от меня. Оказалось, что с самолёта сбросили кассетную бомбу. В результате осколочные ранения получили больше сорока человек».
Активисты и жители города Алеппо рассказали, что в ходе последних налётов применялись зажигательные и кассетные боеприпасы. Их заявления нельзя подкрепить независимыми исследованиями, однако, и Amnesty International, и другие правозащитные организации ранее фиксировали применение подобного оружия в Алеппо и других районах Сирии.
Гнев и горе настолько переполняли Саада, активиста социальных сетей из Алеппо, что он отказался комментировать увиденные события. Помимо самих бомбардировок, его разгневала речь постоянного представителя США Саманты Пауэр перед Советом Безопасности ООН, которая обвинила Россию в «варварстве».
«Мы постоянно слышим от США заявления, речи, извинения и пустые угрозы, – заявил он. Единственное решение, которое они могут нам предложить – заключение соглашений о прекращении огня. Думаю, сейчас уже ясно, что это решение – не то, что способно спасти нас; оно убивает нас каждый раз, когда терпит крах».
По вполне понятным причинам, многие сирийцы резко недовольны полной несостоятельностью международного сообщества в вопросах защиты мирного населения от страшных злоупотреблений.
Жуткий перечень военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых правительством Сирии в Алеппо, в течение долгого времени провоцирует кровопролития и массовые преследования мирного населения, отголоски его хорошо слышны далеко за пределами Сирии и Ближнего Востока. Несмотря ни на что мир бездействует.
Соглашения о прекращении огня не помогли предотвратить жертвы среди мирного населения и не положили конец чудовищным преступлениям. Совет Безопасности ООН принял ряд решительных резолюций, которые, в случае исполнения, могли бы остановить или по крайней мере снизить число нападений на мирное население и количество осаждённых гражданских территорий, а также содействовать поставкам гуманитарной помощи.
Адресные санкции и эмбарго на поставку оружия всё ещё могут придать нужную силу этим резолюциям. Кроме того, доведение ситуации до сведения Международного уголовного суда по меньшей мере станет для лиц, ответственных за массовые злодеяния, явным сигналом того, что правосудие неизбежно.
Только речей, осуждающих бесчеловечность непрекращающихся военных преступлений, мало.
Жизни Гины, Маяды и Саада, а равно жизни сотен тысяч мирных жителей, запертых в Алеппо и других городах Сирии, зависят от того, решится ли в конечном итоге мировое сообщество хоть на что-то, чтобы пресечь дальнейшие военные преступления и наказать виновных.
Автор: Диана Симаан, кампейнер Amnesty International по Сирии