Было время, когда Австралия первой приходила на помощь беженцам.
После Второй мировой войны по числу принятых беженцев из Европы Австралия уступала только Соединенным Штатам. Несколько лет спустя именно ее подпись оказалась решающей для введения в действие Конвенции о статусе беженцев. И в 1970х годах она была третьей по количеству принятых беженцев из охваченного войнами Индокитая.
К сожалению, те дни остались в далеком прошлом. После того как всему миру стало известно о жестокости, с которой Австралия продолжает обращаться с беженцами и просителями убежища на Науру и острове Манус, австралийское правительство продемонстрировало, что оно способно и на худшее.
Правительство не только отказывается закрыть центры содержания беженцев на двух тихоокеанских островах, теперь оно планирует принять закон о бессрочном запрете на получение австралийской визы для людей, оказавшихся на этих островах.
Этот законопроект не только очевидным образом нарушает международное право, это еще и жестокий и подлый шаг нацеленный на дальнейшее усиление дискриминации по признаку того, каким способом люди прибывают в Австралию в поисках безопасности. Австралийское правительство, как государство-участник Конвенции о статусе беженцев, обязано обращаться с просителями убежища и беженцами гуманно и расселить их в безопасных условиях. Вместо этого она продолжает совершать одну несправедливость за другой.
В июле я побывала на Науру, чтобы провести там исследование для нового доклада Amnesty International о беженцах и просителях убежища. Пять дней я провела на острове и встретилась с 58 беженцами и людьми, ищущими убежища, а также с 4 сотрудниками центра. Многие рассказали мне о своих вынужденных путешествиях. Они не побоялись пуститься в крайне опасное путешествие, потому что дома им грозила еще большая опасность.
В воскресенье, выступая перед журналистами, премьер-министр Малькольм Тернбулл признал, что политика Австралии по вопросу приема беженцев - это «катастрофа», хотя он, кажется, и не понимает почему. Как заявил Тернбулл, главной проблемой являются «незаконные прибытия». Именно для того, чтобы попытаться их остановить, Австралия построила тюрьму под открытым небом на Науру.
Австралийское правительство много лет двигалось в этом опасном направлении. Сегодня, после потока разоблачений от ряда независимых и заслуживающих доверия источников, оно не только отказывается взглянуть правде в глаза, но и предпринимает все более активные шаги в том же направлении.
Во время своей последней поездки в Австралию я была поражена реакцией правительства на наш доклад «Остров отчаяния: австралийский центр обработки информации о беженцах на Науру». Я выросла и работала в России, и мне до боли знакомы туманные отговорки чиновников и нападки со стороны журналистов, послушно следующих линии правительства. Но я совсем не ожидала столкнуться с такими же приемами в многопартийной демократии, которая гордится своими ценностями и претендует на то, чтобы быть моральным авторитетом в области прав человека.
Мы были совсем не первыми, кто выразил обеспокоенность по поводу нарушений прав человека на Науру. Еще в 1998 году в докладе австралийской Комиссии по правам человека, посвященном содержанию под стражей беженцев из Юго-восточной Азии, отмечался ряд жалоб на «продолжительный и бессрочный характер сроков заключения под стражу и тот эффект, который это оказывает на физическое и психическое здоровье задержанных».
Почти у всех, с кем я разговаривала на Науру, наблюдалось резкое ухудшение психического здоровье. Австралийское правительство было в курсе, что такие условия наносят психическую травму. Оно знало об этом задолго до того, как начало отправлять людей на Науру. И тем не менее оно продолжает применять методы, которые умышленно наносят вред здоровью с целью запугать людей, и для того чтобы условия их содержания могли служить сдерживающим фактором.
Согласно международному законодательству, это приравнивается к пыткам. Нам это заключение далось нелегко, но австралийское правительство обвиняют не впервые сталкивается с такими обвинениями. В прошлом году Специальный докладчик ООН, потрясенный тем, как обращаются с людьми на острове Манус, пришел к такому же выводу на основании тамошних условий содержания.
Вскоре после того как я побывала на Науру, газета The Guardian опубликовала более 2000 просочившихся в прессу сообщений об инцидентах, которые подтверждают результаты наших исследований и демонстрируют систематических характер нарушений. В октябре Комитет по правам ребенка ООН с тревогой отметил, что условия содержания в центрах обработки информации о беженцах «порождают и усугубляют проблемы с психическим здоровьем, что приводит к появлению чувства безнадежности и часто к формированию суицидальных идей».
Другие учреждения ООН и ведущие НКО, которые высказывались по этому вопросу в последние месяцы, пришли к одному и тому же выводу - центры обработки информации о беженцах на Науру и острове Манус должны быть немедленно закрыты.
Куда бы я не поехала в Австралии, я везде встречала людей, которые благодарили Amnesty International за то, что она говорит правду о методах работы их правительства. Даже те, кто одобряют курс правительства, были потрясены той секретностью, уже не такой непроницаемой, которой оно окружило свои операции.
Они заслуживают того, чтобы знать, почему люди, обратившиеся с ходатайством о предоставлении убежища, пострадали во имя усиления охраны границы, в то время как методы пограничного контроля никак не могут опираться на систематические пытки.
Сейчас Австралия сталкивается с кризисом доверия в мировом масштабе. Правительство хочет получить место в Совете ООН по правам человека. Но как показывает реакция на наш доклад, очень немногие считают, что ей подходит ведущая роль в области защиты прав человека. Как в прошлом месяце было написано в редакционном материале The New York Times: «Бесчеловечное содержание под стражей доведенных до отчаяния людей - это позор Австралии».
У австралийского правительства есть простой выбор: сдать назад, поменять свой курс и восстановить репутацию Австралии, как страны, защищающей права человека, либо стать страной, известной всему миру тем, что она целенаправленно жестоко обращается с тысячами людей.
Автор: Анна Нейстат, старший директор по исследованиям в Amnesty International