Facebook, Microsoft и LinkedIn должны выступить против интернет-слежки в Китае

Ожидается, что на Всемирной конференции по вопросам интернета, которая сейчас проходит в Учжэне, такие информационно-технические компании, как Facebook, Microsoft и LinkedIn, предпочтут тактику заигрывания с властями Китая.

Китай недвусмысленно дал понять западным компаниям, под какую дудку им следует плясать, чтобы выйти и продолжать осваивать богатейший рынок страны, где пока доминируют местные участники, такие как Tencent и Sina.

Новый закон «Об информационной безопасности», принятый в Китае на прошлой неделе, идёт много дальше и предусматривает ужесточение и без того крайне строгого контроля властей над сетевыми ресурсами, который реализован в виде так называемой «Великой китайской интернет-стены». Это – крупная система сетевой цензуры, реализованная посредством человеческих ресурсов и технологий, не имеющая аналогов нигде в мире. Новый закон систематизирует противоправные действия и ориентирован на то, чтобы работающие в Китае информационно-технические компании фактически осуществляли надзор от лица государства.

Новый закон требует, чтобы компании предоставляли в распоряжение властей огромные объёмы данных, в том числе персональных, а также подвергали цензуре сообщения пользователей при отсутствии достаточных гарантий соблюдения права на свободу выражения мнений и права на неприкосновенность частной жизни. В случае несоблюдения требований закона компаниям грозят крупные штрафы, при этом нет чёткого понимания того, каким образом власти планируют использовать такие данные.

По словам председателя КНР Си Цзиньпина, «там, где нет информационной безопасности, нет и государственной», однако, компаниям не нужно далеко ходить, чтобы убедиться в жестокой реальности того, что может скрываться за «государственной безопасностью» в условиях широких и расплывчатых формулировок законодательства Китая. За прошедшие годы правительство задержало сотни, если не тысячи, человек по обвинениям в нарушении государственной безопасности, зачастую исключительно за выражение в сети собственного мнения с критикой в адрес правительства.

Одно из дел, ярко свидетельствующих о новой непримиримости правительства – дело блогеров Лу Юйюй и Ли Тингюя, которых в этом году задержали в уголовном порядке на основании неправдоподобных обвинений в «разжигании конфликтов и подстрекательстве к беспорядкам» за то, что те собирали и размещали в сети данные не тему социального протеста в Китае.

Для блогера из Тибета Друлко рядовой комментарий в сети к фотографии скопления вооружённых военнослужащих в важном для тибетских буддистов месте закончился задержанием. За это, а также за публикацию сообщения о переговорах между правительством Китая и далай-ламой блогера приговорили к трём годам лишения свободы по обвинению в «подстрекательстве к сепаратизму».

Новый закон значительно ужесточает государственный контроль в сети. Информационные интернет-компании обязаны удалять и извещать власти о таких материалах, как например данные об акциях протеста в блогах Лу Юйюй и Ли Тингюя или о публикациях Друлко на тему свободы вероисповедания, вместе с персональными данными, ещё до того, как полиция запросит таковые. Это требование касается не только таких людей, как Лу Юйюй, Ли Тингюй и Друлко, ранее состоявших на контроле правительства, но и тех, чья деятельность пока не привлекала внимания властей.

Подобная практика – оруэлловский взгляд на происходящее в сети, ловля тех, кого правительство считает возмутителями спокойствия, где право на свободу выражения мнений зависит исключительно от воли цензоров. Учитывая ужесточение политического давления при теперешнем председателе КНР Си Цзиньпине, а также отсутствие в стране независимой судебной власти, никто не может сказать, как далеко зайдёт правительство в будущем.

Информационно-техническим компаниям следует воспользоваться возможностью, которую предлагает конференция в Учжэне, и задать себе серьёзный вопрос, хотят ли они вести дела на таких условиях. Готовы ли они пойти на нарушение права на свободу выражения мнений и права на неприкосновенность частной жизни в сети?

Для того, чтобы избежать штрафов, приостановки или прекращения деятельности, закрытия сайтов, компании, согласно требованиям закона, обязаны будут ввести самоцензуру или подвергать цензуре собственных пользователей в ранее небывалых, даже для Китая, масштабах.

Если интернет-компании станут следовать букве нового закона, пользователи, отказавшиеся при регистрации указать реальные сведения о себе, не смогут пользоваться телефонами, интернетом, социальными сетями и службами мгновенного обмена сообщениями. Цензуре подвергнутся не только сообщения в социальных сетях, но и личная переписка.

В оправдание подобных драконовских мер правительство Китая ссылается на необходимость защищать «интернет-суверенитет» страны и справляться с «внешними угрозами». И хотя правительство действительно обязано защищать граждан от настоящих угроз нарушения безопасности, «интернет-суверенитет» не укладывается в эти рамки и, напротив, ставит под угрозу сам принцип всемирной и открытой сети.

Информационно-технические компании обязаны соблюдать право на частную жизнь и право на свободу выражения мнений. Им следует воспротивиться новому закону, заставить правительство понять, что они принципиально не согласны соблюдать какие-либо нормы и требования, идущие вразрез с основными правами человека.

Компаниями тяжело вести подчас трудные и неоднозначные переговоры с правительством Китая, и многие потерпели неудачу. Однако на этой неделе им следует заставить власти Китая понять, что на первом месте всегда должны стоять принципы и люди, и они не готовы соблюдать требования закона «Об информационной безопасности».

Автор: Розанна Райф, директор Amnesty International по исследованиям в Восточной Азии

#новости #слежка #Китай