Продукция самых популярных в мире компаний по производству продовольственных и бытовых товаров содержит пальмовое масло, чье изготовление в Индонезии сопровождается катастрофическими нарушениями прав человека. В его производство вовлечены в том числе дети в возрасте от восьми лет, которые работают в опасных условиях, объявила Amnesty International в своем докладе, опубликованном в среду, 30 ноября.
В докладе «Громкий скандал с пальмовым маслом: известные компании скрывают нарушения прав рабочих» исследуется ситуация на плантациях масличных пальм в Индонезии под управлением крупнейшего в мире производителя пальмового масла, сингапурской агропромышленной компании Wilmar. Она является поставщиком пальмового масла для девяти крупнейших фирм: AFAMSA, ADM , Colgate-Palmolive, Elevance, Kellog’s, Nestlé, Procter & Gamble, Reckitt Benckiser и Unilever.
«Компании закрывают глаза на то, что производители сырья эксплуатируют рабочих. Несмотря на раздаваемые потребителям обещания, что эксплуатация при производстве используемого ими пальмового масла не допускается, крупные бренды продолжают извлекать прибыль от чудовищных злоупотреблений. Результаты нашего исследования смогут шокировать любого потребителя, который думает, что делает «этичный выбор» в супермаркете при покупке продуктов с этикеткой о соответствии нормам устойчивого производства пальмового масла», - заявила Мегна Абрахам, старший исследователь Amnesty International.
«Такие корпоративные гиганты, как Colgate, Nestlé и Unilever, уверяют покупателей, что в их продуктах содержится «пальмовое масло от ответственного производителя», но результаты нашего исследования показывают, что это пальмовое масло таким не является. Пальмовое масло, которое произведено с использованием детского и принудительного труда, никак не может быть произведено «ответственно». Злоупотребления, обнаруженные в процессе производства пальмового масла Wilmar, не являются единичными случаями, а носят систематический характер и являются предсказуемым результатом того, как Wilmar ведет свой бизнес», - заявила Абрахам.
«Есть что-то неправильное в том, что девять компаний, чей совокупный доход в 2015 году превысил 325 миллиардов долларов, не могут ничего поделать с чудовищным обращением с рабочими, зарабатывающими гроши на пальмовых плантациях», - добавила Абрахам.
Amnesty International объявляет о начале обращенной к фирмам-производителям кампании, цель которой – поставить в известность конечного потребителя, используются ли в таких популярных товарах, как мороженое Magnum, зубная паста Colgate, косметика Dove, супы Knorr, шоколад KitKat, шампуни Pantene и моющие средства Ariel, индонезийское пальмовое масло производства Wilmar.
Amnesty International поговорила с 120 рабочими с плантаций масличных пальм, принадлежащих двум дочерним компаниям Wilmar и трем поставщикам Wilmar в Калимантане и Суматре, в Индонезии. Исследование выявило широкий спектр нарушений:
Женщин заставляют работать сверхурочно, угрожая урезать их заработную плату, их зарплата ниже минимальной ставки, в худших случаях они получают всего $2,50 в день, их не оформляют на постоянную работу и не оплачивают пенсии или медицинские страховки
Дети восьми лет занимаются опасной и тяжелой физической работой, иногда даже бросают школу, чтобы помогать родителям на плантации
Рабочие серьезно подрывают свое здоровье, работая с паракватом, очень токсичным гербицидом, который до сих пор используется на плантациях, несмотря на то, что он запрещен в ЕС и даже в самой Wilmar
Рабочие работают на открытом воздухе без соответствующих средств защиты, несмотря на риск возникновения респираторных заболеваний от высокого уровня загрязнения воздуха, вызванного лесными пожарами в августе и октябре 2015 года
Рабочим приходится работать сверхурочно, чтобы выполнять завышенные нормы, некоторые из которых включают в себя задачи, требующие тяжелого физического труда, например, работы с тяжелым ручным оборудованием для срезания плодов с деревьев 20-метровой высоты. Попытки выполнить план могут нанести серьезный вред здоровью, при этом рабочих штрафуют, например, за то, что они не подбирают с земли пальмовых плодов или за сбор неспелых плодов
Wilmar признал, что в его деятельности существуют проблемы с трудовым правом. Несмотря на эти нарушения, трое из пяти сельхозпроизводителей, деятельность которых расследовала Amnesty International в Индонезии, сертифицированы как «ответственные производители» пальмового масла «Круглым столом по сертификации экологически чистого пальмового масла». Этот международный орган был создан в 2004 году, чтобы после череды экологических скандалов обеспечить регулирование отрасли.
«В докладе ясно показано, что компании использовали «Круглый стол» в качестве прикрытия, чтобы избежать более тщательных проверок. В ходе расследования мы обнаружили, что эти компании на бумаге придерживаются жестких правил, но ни одна из них не смогла продемонстрировать, что они выявили очевидные риски злоупотреблений в цепочке поставок Wilmar», - заявила Сима Джоши, глава отдела AI по вопросам бизнеса и прав человека.
Используя данные об экспорте и информацию, опубликованную Wilmar, исследователи Amnesty International отследили путь пальмового масла до девяти международных компаний по производству продовольственных и бытовых товаров. Когда мы с ними связались, семь из этих компаний подтвердили, что они закупают пальмовое масло у индонезийских предприятий Wilmar, но только две, Kellogg’s и Reckitt Benckiser, были готовы дать самую подробную информацию о том, в каких продуктах они используют это масло.
Все эти компании, кроме одной, являются членами «Круглого стола по сертификации экологически чистого пальмового масла», на их сайтах и этикетках утверждается, что они используют «пальмовое масло от ответственного производителя». Ни одна из компаний, с которыми связывалась Amnesty International, не отрицала злоупотреблений, но ни одна не указала, какие меры она приняла, чтобы разрешить ситуацию с нарушениями трудовых прав на производствах концерна Wilmar.
«Покупатели захотят узнать, какие товары связаны с нарушениями, а какие нет. Несмотря на то, что они столкнулись со столь чудовищными нарушениями у своего основного поставщика, компании не были готовы предоставить информацию о том, в каких конкретно продуктах используется это масло», - отметила Сима Джоши.
«Компании должны занять более открытую позицию в том, что касается состава их продукции. Они должны обнародовать информацию о том, откуда появляется сырье для продуктов, лежащих на полках супермаркетов. Пока они этого не сделают, они продолжат косвенно приобретать выгоду из нарушений трудовых прав и способствовать им. Они демонстрируют полное отсутствие уважения к потребителям, которые считают, что при покупке их продукции они совершают «этичный выбор», - считает Джоши.
В докладе приведены документальные свидетельства того, как дети в возрасте от 8 до 14 лет занимаются опасным трудом на пальмовых плантациях, принадлежащих дочерним компаниями и поставщикам Wilmar. Они работают без каких-либо средств защиты на плантациях, где используются токсичные пестициды, носят тяжелые мешки с пальмовыми плодами, которые могут весить от 12 до 25 килограмм. Некоторые из них бросили школу, чтобы работать вместе со своими родителями весь день или большую его часть. Другие дети работают во второй половине дня после школы, на выходных и в праздники.
Четырнадцатилетний мальчик, который собирает и носит пальмовые плоды на плантации, принадлежащей Wilmar, рассказал Amnesty International, что он бросил школу в 12 лет, потому что его отец заболел и не мог выполнять дневную норму. Он сказал, что его брат и сестра, 10 и 12 лет, тоже работают на плантации после школы.
«Я около двух лет помогал отцу каждый день. Я доучился в школе до шестого класса. Я бросил школу, чтобы помогать отцу, потому что он больше не мог работать. Он заболел… Мне жаль, что я ушел из школы. Я бы хотел ходить в школу, чтобы стать умнее. Я хотел бы стать учителем», - рассказал он.
Физически тяжелая и утомительная работа может нанести вред здоровью детей. Десятилетний мальчик, который бросил школу, когда ему было восемь лет, чтобы помогать своему отцу, работающему на поставщика Wilmar, сказал, что он встает в 6 утра, чтобы собирать и уносить упавшие пальмовые плоды. Он сказал, что работает по шесть часов каждый день, кроме воскресенья:
«Я не хожу в школу… Я сам ношу мешок с упавшими плодами, но могу унести его только тогда, когда он наполнен наполовину. Его трудно носить, он тяжелый. Я занимаюсь этим даже в дождь, но это тяжело… У меня болят руки и все тело».
В докладе особое внимание уделено дискриминационным практикам при найме на поденную работу женщин. Их отказываются нанимать на постоянную работу и предоставлять им медицинское и пенсионное страхование.
Amnesty International также зафиксировала случаи использования принудительного труда и адресованные женщинам угрозы бригадиров лишить их частично или полностью зарплаты.
Женщина, которая работает в бригаде, занимающейся уходом за деревьями, рассказала Amnesty International, как скрытыми и явными угрозами заставляли ее работать сверхурочно:
«Если я не выполняю норму, они просят меня продолжать работать, но я не получаю денег за дополнительное время… моя подруга и я сказали бригадиру, что мы очень устали и хотим уйти. Бригадир сказал нам, что если вы не хотите работать, то можете уходить домой и больше не возвращаться. Это тяжелая работа, потому что у нас невероятно высокие рабочие нормы… После этой работы у меня болят ноги, руки и спина», - рассказала она.
В Индонезии действует жесткое трудовое законодательство, согласно которому большинство этих нарушений являются уголовным преступлением. Однако эти законы плохо соблюдаются. Amnesty International призывает правительство Индонезии повысить эффективность соблюдения этих норм и провести расследование нарушений, упомянутых в докладе.
«Громкий скандал с пальмовым маслом: известные компании скрывают нарушения прав рабочих»