• Год назад был введен 24-часовой комендантский час в Суре, объекте всемирного наследия ЮНЕСКО
• Насильственное перемещение населения может быть приравнено к коллективному наказанию
Из-за репрессий турецкого правительства за последний год около полумиллиона человек, в том числе десятки тысяч курдских жителей Сура, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, вынуждены были покинуть свои дома. Эти жесткие меры могут быть приравнены к коллективному наказанию, говорится в новом докладе Amnesty International.
Доклад «Перемещенные и обездоленные: право жителей Сура на возвращение домой» рассказывает об отчаянном положении семей, которые были вынуждены покинуть исторический центр города Диярбакыр. В конце прошлого года полиция неоднократно проводила спецоперации с применением тяжелой техники и ввела бессрочный круглосуточный комендантский час. Дома в когда-то оживленном районе были разрушены артиллерией или снесены для последующей перепланировки района, от которой, скорее всего, выиграют лишь немногие бывшие жители.
«Через год после введения в Суре круглосуточного комендантского часа тысячи людей по-прежнему не вернулись в свои дома, с трудом сводят концы с концами и не знают, что им ждать от будущего в обстановке усиливающихся репрессий», - заявил Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе.
«В то время как репрессии в отношении гражданского общества на юго-востоке Турции широко освещались прессой, насильственные перемещения, разрушившие жизни обычных людей под предлогом обеспечения безопасности, упоминались крайне редко», — заявил он.
В июле 2015 года после срыва перемирия между правительством Турции и вооруженными формированиями Рабочей партией Курдистана (РПК) вновь начались столкновения. На провозглашение «самоуправления» в Суре, где курдские активисты начали строить баррикады и рыть окопы, власти ответили введением тяжелой техники и введение бессрочного комендантского часа в центральном районе Диярбакыра и других городов на юго-востоке страны.
В 15 кварталах Сура 11 декабря 2015 года на неопределенный срок был введен 24-часовой комендантский час. Жители района лишились возможности выйти из дома даже для того, чтобы купить еду или лекарства. По сообщениям с мест, полиция через громкоговорители приказывала людям уезжать. В районе была прекращена подача воды и электричества, многие дома в Суре пострадали от артиллерийских обстрелов.
Одна женщина, решившаяся остаться в своем доме, рассказала Amnesty International: «Я оставалась дома с двумя детьми. Уже неделю мы не пили воды. Однажды в наш дом выстрелили гранатой со слезоточивым газом. Двадцать дней у нас не было электричества. Я хотела уехать, но мне было некуда идти».
Столкновения в Суре прекратились в марте 2016 года, но в большей части района комендантский час продолжает действовать. После принудительного выселения жителей власти Турции экспроприировали практически всю недвижимость, а многие здания снесли. Несмотря на то, что из-за комендантского часа и разрушений возвращение было практически невозможно, некоторые жители отважились вернуться и обнаружили, что все в их домах перевернуто вверх дном, а имущество разграблено или уничтожено.
Один из выселенных рассказал Amnesty International об обстоятельствах, при которых полиция сначала вынудила его и его семью покинуть дом, а затем задержала их: «Они приставили пистолеты к нашим головам и заставили нас уехать». Его, его отца и брата обвинили в террористической деятельности, но потом обвинения были сняты. Когда он вернулся, то обнаружил, что все его имущество сожгли.
Еще одна жительница Сура рассказала Amnesty International, что стала жертвой преследования полиции после того, как спустя полгода вернулась к себе. Теперь она не планирует возвращаться назад. «Мы обнаружили, что все наши вещи сломаны и свалены в кучу во дворе дома», - рассказала она. Ее семье предложили компенсацию в 3000 лир (около 800 евро) за потерю имущества, что покрывает лишь малую часть от его реальной стоимости. Ее невестка рассказала: «Мы собирались обратиться в суд, но они сказали, что больше мы все равно не получим, и тогда мы подписали бумаги».
Перемещенным жителям не удалось найти доступного адекватного альтернативного жилья, им было трудно получить доступ к основным услугам. Многие после перемещения потеряли работу, а детям пришлось надолго прервать обучение или вообще уйти из школы. Совершенно неадекватная компенсация и неспособность властей предоставить необходимое, а в некоторых случаях хоть какое-нибудь пособие на съем жилья, довело и так уже обедневшие семьи до полной нищеты.
Ситуация усугубляется тем, что преследование курдской оппозиции после попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года привело к тому, что были закрыты НКО, оказывавшие жизненно важную помощь бедным и перемещенным лицам.
Жители отказываются поверить заявлениям правительства о том, что постоянно действующий комендантский час и снос домов служат интересам безопасности, поскольку бои закончились более восьми месяцев назад. Вместо этого они считают их частью обдуманного плана по реконструкции кварталов и переселению их в другие места. Этот проект по реконструкции городских кварталов был впервые обнародован в 2012 году, а теперь к нему вернулись, но о нем по-прежнему известно крайне мало подробностей, и никаких консультаций с жителями не проводилось. Такие проекты реконструкции в Турции часто развиваются по этому сценарию - жители подвергаются принудительному выселению и больше не могут вернуться домой.
«В первую годовщину введения комендантского часа в Суре большинство жителей этого объекта Всемирного наследия наблюдали, как их собственное наследие уничтожается бульдозерами», - отметил Джон Дальхизен.
«Потрясает, что отчаянное положение, в котором оказались перемещенные жители Сура, повторяется в десятках других районах по всему юго-востоку Турции. Правительство должно срочно отменить комендантский час, выплатить полноценные компенсации пострадавшим общинам и помочь им вернуться в свои дома, от которых мало что осталось, или, в крайнем случае, в их кварталы», - заявил Дальхизен.
Сур - это центральный район Диябакыра, крупнейшего города на юго-востоке Турции, населенном преимущественно курдами. Его древние крепостные стены и расположенные рядом сады «Хевсель» в 2015 году были внесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Многие жители Сура переехали в город после того, как их заставили эвакуироваться из сельской местности во время вооруженного конфликта 1980-1990-х годов. Насильственные перемещения, которыми занимались силы безопасности Турции в то время, привели к тому, что население Диябакыра увеличилось более чем вдвое.
Режим чрезвычайного положения, введенный после июльской попытки государственного переворота, резко ухудшил ситуацию с соблюдением прав человека на юго-востоке Турции. Серией правительственных указов, закрывших СМИ и НКО, была чуть ли не полностью уничтожена курдская официальная оппозиция. Избранные мэры, в том числе в Суре и Диябакыре, были заменены назначенными правительством уполномоченными.
В ноябре сотни НКО по всей Турции были закрыты без указания конкретных причин за «связи с террористическими организациями или в связи с угрозой национальной безопасности». Среди закрытых НКО были и те, что оказывали помощь перемещенным из Сура семьям.
Оценка в полмиллиона перемещенных лиц основана на численности населения в районах, где был введен долгосрочный комендантский час, на сообщениях о количестве жителей, которых заставили покинуть дома, и на уровне разрушений домов и инфраструктуры в этих районах.
Доклад «Перемещенные и обездоленные: право жителей Сура на возвращение домой»