«Мы ни с кем не дрались, мы просто сидели там и требовали, чтобы наше право получать достойную зарплату соблюдалось. Полиция совершила ошибку», – говорит Джастин Колобе. На самом деле его зовут не так – бывший бурильщик на одной из шахт транснациональной компании Lonmin в ЮАР не хочет, чтобы мы упоминали его настоящее имя. Он был одним из тех бастующих горняков у шахты Марикана,по которым 16 августа 2012 года полицейские открыли огонь на поражение. Тогда погибли 34 человека. Всё, чего они требовали – минимальная зарплата в 12,5 тысяч рэндов (на тот момент 48,5 тысяч рублей).
В тот день Колобе потерял не только работу, но и здоровье – он парализован на всю жизнь. Колобе и его семья живут в самодельном доме из гофрированного железа в трущобе Нканенг неподалёку от горных разработок.
Пять лет спустя Колобе вместе с родственниками шахтёров, убитых полицейскими, и другими ранеными по-прежнему ждёт торжества правосудия и справедливой компенсации. В том, что этого до сих пор не случилось, он винит только правительство.
Колобе уверен: если бы власти действительно хотели привлечь виновных в тех убийствах к ответственности, то старшие чины и простые полицейские уже предстали бы перед судом.
«Правительство обязано решить, что будет дальше. Мы же ничего и ни о чём не знаем», – делится он с исследователем Amnesty International.
Правительство, которое обязано было провести расследование, даже создало специальную Комиссию по расследованию событий в Марикане. В её мандат входило изучение обстоятельств применения оружия на поражение, которое должно было закончиться публикацией доклада и представлению властям рекомендаций по дальнейшим шагам. Эту работу комиссия выполнила – она рекомендовала провести всестороннее уголовное расследование, чтобы выявить конкретных сотрудников полиции, несущих ответственность за события в Марикане. Но виновные до сих пор так и не найдены, обвиняемых по этому делу нет.
Текст: Уйанда Мабеке, руководитель кампаний Amnesty International в ЮАР