Amnesty International располагает доказательствами существования правительственной программы по массовым внесудебным казням в сирийской военной тюрьме Сайедная. В период с 2011 по 2015 год с периодичностью раз или два в неделю группы по 50 человек казнили через повешение. В течение пяти лет в тюрьме тайно были умерщвлены по меньшей мере 13 000 человек, большинство из них гражданские лица, которые, как полагает Amnesty International, были оппонентами правительства.
Доклад «Человеческая бойня: Массовые повешения и кампания истребления в тюрьме Сайедная» показывает, что правительство намеренно создавало нечеловеческие условия для содержавшихся там заключенных, применяя к ним пытки и систематически лишая воды, пищи, лекарств и необходимого медицинского ухода. Эта преднамеренная политика, которую можно приравнять к военным преступлениям и преступлениям против человечности, привела к гибели значительного числа заключенных и была санкционирована высшим сирийским руководством.
«Зверства, о которых рассказывается в настоящем докладе, складываются в картину тайной и чудовищной по своим размахам кампании, санкционированной на высших уровнях правительства Сирии, чьей целью было уничтожение любого инакомыслия», - заявила Линн Маалуфа, заместитель директора по исследованиям регионального офиса Amnesty International в Бейруте.
«Мы требуем, чтобы сирийские власти немедленно прекратили внесудебные казни, пытки и бесчеловечное обращение в тюрьме Сайедная и в других тюрьмах по всей Сирии. Россия и Иран, ближайшие союзники правительства, должны добиваться прекращения этой убийственной политики содержания под стражей», - добавила она.
«На предстоящих мирных переговорах по Сирии в Женеве не могут игнорироваться эти выводы. Прекращение этих зверств в сирийских тюрьмах должны быть вынесено на обсуждение. Организация Объединенных Наций должна немедленно провести независимое расследование преступлений, совершенных в Сайеднае и потребовать доступа для независимых наблюдателей ко всем местам содержания под стражей», - считает Маалуфа.
В докладе описывается как массовые внесудебные казни через повешение в Сайднае стали рутиной, как на протяжении одов раз или два в неделю посреди ночи заключенных поднимали с постелей, собирали их в группы по 50 человек, а затем тайно казнили. Большое число заключенных погибли в результате применявшейся властями политики истребления, которая включала в себя постоянные пытки и систематическое лишение пищи, воды, медикаментов и медицинской помощи. Кроме того, заключенные в тюрьме Сайдная вынуждены были подчиняться набору садистских и дегуманизирующих правил.
Доклад основан на выводах ведшегося с декабря 2015 по декабрь 2016 года расследования, в ходе которого были проведены личные интервью с 84 свидетелями, в том числе бывшими охранниками Сайеднаи, чиновниками, судьями, адвокатами, освобожденными узниками, а также национальными и международными экспертами по Сирии.
В предыдущем докладе, опубликованном в августе 2016 года, Amnesty International в партнерстве с группой специалистов из Университета Голдсмитс создала виртуальную 3D-реконструкцию тюрьмы Сайедная. В этом же докладе мы пришли к выводу, что из-за нечеловеческих условий содержания и пыток в тюрьмах по всей Сирии с начала конфликта в 2011 году погибли 17 000 человек. Однако эта цифра не включает в себя 13 000 казненных, о которых говорится в настоящем докладе.
Ни один из заключенных, который был приговорен к повешению в Сайеднае, не прошел через процедуру, которая хотя бы напоминала реальное судебное разбирательство. Перед повешением жертвы режима проходят через поверхностное, длящееся минуту или две разбирательство, ведущееся так называемыми военно-полевыми судами. Эта процедура имеет настолько общий и произвольный характер, что не может рассматриваться как настоящий судебный процесс. Свидетельства бывших правительственных чиновников, охранников, судей и заключенных помогли Amnesty International восстановить детальную картину этих судебных фарсов.
Бывший судья сирийского военного суда сообщил Amnesty International, что такие «суды» действует вне рамок сирийской правовой системы. «Судья просит задержанного назвать свое имя и ответить на вопрос, совершил он преступление или нет. Неважно, какой будет ответ, он все равно будет осужден… Этот суд не имеет никакого отношения к верховенству закона. Это не суд», - заявил он.
Приговоры, которые выносятся этими так называемыми судами, основаны на ложных признаниях, полученных у задержанных под пытками. Задержанные не имеет доступа к адвокату и им не предоставляется возможность защищать себя - большинство из них были подвергнуты насильственному исчезновению, их содержали в тайне и без контактов со внешним миром. Приговоренные к смерти узнают о вынесении им смертных приговоров за несколько минут до повешения.
Повешения в Сайеднае проводятся один или два раза в неделю, как правило, в понедельник и среду, в середине ночи. Тем, кого вызывают среди ночной побудки, объявляют, что они будут переведены в гражданскую тюрьму. Вместо этого их помещают в другую камеру в подвале тюрьмы, где жестоко избивают. После этого их перевозят в другой тюремный корпус, где и происходит повешение. На протяжении всего этого процесса с заключенных не снимают повязок на глаза. Они узнают, что им предстоит умереть только тогда, когда на шею им набрасывают петлю.
«Их оставляют висеть там 10-15 минут. Некоторые, обычно молодые, не умирают из-за своего легкого веса, тогда помощники офицеров начинают хватать их за ноги и тянут вниз до тех пор, пока [приговоренные к казни] не ломают себе шею», - рассказал Amnesty International бывший судья, который был свидетелем таких повешений.
Заключенные, которые содержали в том же здании выше этажом, сообщили Amnesty International, что иногда они слышали звуки, издававшиеся во время казней. «Если бы вы приложили ухо к полу, вы могли бы услышать своего рода бульканье. Оно будет длиться около 10 минут… Мы спали, слушая звук, как людей удушают. Тогда это было в порядке вещей», - рассказал Amnesty International “Хамид”, бывший военный офицер, арестованный в 2011 году. За ночь так могут повесить до 50 человек. Их тела забирают грузовики, затем их тайно хоронят в братских могилах. Их семьям не предоставляют никакой информации об их судьбе.
Выжившие в Сайеднае рассказали об ужасающих условиях содержания в тюрьме. Они рисуют картину целого мира тщательно проработанных ритуалов, призванных унизить и лишить не только пищи и медицинского ухода, но и человеческого достоинства. Конечная их цель – убить тех, кто оказался заперт в этой тюрьме.
На основании этих свидетельств Amnesty International приходит к выводу, что в Сайеднае для заключенных были преднамеренно созданы ужасающие условия. Amnesty International считает это политикой истребления.
Многие из заключенных признались, что они были изнасилованы, а в некоторых случаях вынуждены были насиловать других заключенных. Пытки и побои используются в качестве постоянной формы наказания, заключенные становятся инвалидами, иногда их забивают до смерти. Полы тюремных камер покрыты кровью и гноем из ран заключенных. Тела погибших тюремные охранники собирают каждый день, около 9 часов утра.
«Каждый день в нашем крыле два или три трупа… Охранник спрашивал нас, сколько умерло за ночь. «Камера номер один - сколько? Камера номер два – сколько?» И так далее… Однажды охранники пришли к нам в крыло, пошли по камерам, били по голове, в грудь, по шеям. Тринадцать человек из нашего крыла умерли в тот день», - рассказывает «Надер», бывший заключенный Сайеднаи.
Заключенные регулярно остаются без пищи и воды. Когда же в камеры поступает паек, то его часто просто выбрасывают на пол, в кровь и грязь. Те немногие, кому удается покинуть Сайеднаю, выходят оттуда с весом вдвое меньшим, чем на момент ареста.
В Сайеднае разработан целый набор «специальных правил». Заключенным не разрешается издавать какие-либо звуки, говорить, даже шепотом. При входе в камеру охранника они должны вставать на колени и упираться головой в стену, при этом простой взгляд на охранника может караться смертью. Международное сообщество, в частности Совет Безопасности ООН, должны незамедлительно принять срочные меры, чтобы положить конец этим страданиям.
«Совет Безопасности ООН должен принять жесткие решения. Он не может закрывать глаза на эти ужасные преступления и должен принять резолюцию с требованием открытия сирийским правительством своих тюрем для международных наблюдателей. Совет ООН по правам человека должен немедленно потребовать проведения независимого расследования этих серьезных нарушений международного права», - отметила Линн Маалуфа. «Нельзя допустить, чтобы в Сайеднае продолжались хладнокровные убийства тысяч беззащитных заключенных и тщательно проработанные систематические физические и психологические пытки. Виновные в этих чудовищных преступлениях должны быть привлечены к ответственности», - заключила она.
Доклад «Человеческая бойня: Массовые повешения и кампания истребления в тюрьме Сайедная»