В 1998 году международное сообщество на основе консенсуса приняло Декларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, тем самым признавая важную роль, которую представители гражданского общества играют в защите ценностей, лежащих в основе прав человека. В декларации подчёркивается, что все мы можем выступать в качестве правозащитников, и содержится призыв к государствам уделить особое внимание защите правозащитников от вреда, который может быть нанесён им в результате их деятельности.
Тем не менее, почти два десятилетия спустя этого исторического решения правозащитников по-прежнему преследуют, пытают, лишают свободы и убивают за их выступления против несправедливости. В ходе протестов против строительства трубопровода Dakota Access в США в прошлом году силовые структуры без необходимости применяли чрезмерную силу при задержании индейцев племени сиу из резервации Стэндинг-Рок и других представителей коренных народностей, выступавших против строительства трубопровода.
Более 3 500 правозащитников были убиты с момента принятия Декларации в 1998 году. По последним данным организации Frontline Defenders, в 2016 году отмечен рост числа убийств по сравнению с предыдущим годом.
Этим убийствам обычно предшествуют угрозы и запугивания. Берта Касерес из Гондураса, боровшаяся за права коренных народностей, защиту окружающей среды и права женщин, была убита в марте 2016 года, хотя она пользовалась широкой известностью в своей стране и за рубежом. После её убийства на Гондурас оказывалось возрастающее давление с целью защитить правозащитников в стране, однако в октябре 2016 года Хосе Анхель Флорес и Силмер Дионисио Джордж из «Объединённого движения крестьян Агуана» были также убиты. В настоящий момент международная организация Global Witness, а также организации из Гондураса MILPAH, COPINH и CEHPRODEC столкнулись с развёрнутой против них клеветнической кампанией в связи с их деятельностью по защите окружающей среды, а также земельных и территориальных прав.
Amnesty International также продолжает получать сообщения о том, что правозащитники подвергаются необоснованным уголовным преследованиям, произвольным задержаниям и судебному преследованию, что не даёт им выступать против несправедливости, делегитимизирует их действия и мешает их деятельности, направленной на поощрение прав человека. Правозащитница Наргес Мохаммади отбывает в Иране 22-летнее тюремное заключение по обвинениям, связанным с национальной безопасностью. Обвинительный приговор вынесен ей за мирную деятельность по защите прав человека, в том числе за работу, направленную на искоренение смертной казни, а также за её встречу в 2014 году с бывшим Верховным представителем Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности.
В Египте гражданское общество подверглось беспрецедентному натиску. В 2016 году власти активизировали расследования в отношении регистрации и иностранного финансирования НКО, которые могут привести к предъявлению уголовных обвинений и тюремным срокам вплоть до пожизненного заключения. Помимо этого власти вызывали сотрудников НКО на допросы, замораживали их личные счета и средства организаций, не позволяли ведущим правозащитникам выезжать за границу, произвольно арестовывали и задерживали правозащитников.
Amnesty International выражает также обеспокоенность наступлением, которое ведётся на организации и их сети, а также методы, с помощью которых люди рассчитывали отстаивать интересы своих сообществ. В адрес профсоюзов поступают угрозы. Адвокаты и активисты в Китае подвергаются под стражей жестокому обращению и иногда пыткам. В Пакистане правозащитников клеймят как «иностранных агентов». Во Вьетнаме нападения на правозащитников стали обычным явлением, их избивают, ежедневно притесняют, ведут за ними слежку.
В разных частях света закрываются газеты, запрещаются соцсети, ведётся перехват разговоров людей. Выйти на улицы для проведения протестов не представляется возможным.
В Турции на фоне неудавшейся попытки военного переворота в 2016 году политические активисты, журналисты и другие критики официальных лиц или политики правительства подверглись несправедливым судебным преследованиям в соответствии с антитеррористическими законами или по клеветническим обвинениям в уголовных преступлениях. Более 180 СМИ было произвольно закрыто, 80 журналистов ожидают суда в предварительном заключении.
Государства также постоянно препятствовали работе правозащитников, не давая им возможности безопасно общаться и информировать о нарушениях прав человека региональные и международные правозащитные механизмы, в том числе Совет и его механизмы. Недавно Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников выразил глубокую озабоченность числом правозащитников, которые в соцсетях получили угрозы за простой факт встречи с ним в ходе его визита в Мексику в начале этого года.
В Бурунди в январе 2017 года Апелляционный суд Бужумбуры вынес решение о лишении адвокатской лицензии троих адвокатов; действие лицензии ещё одного юриста было приостановлено. Каждый из них внёс свой вклад в работу над докладом, представленным гражданским обществом в Комитет ООН против пыток до выхода посвящённого стране обзора в июле 2016 года. Решение об окончательном закрытии пяти правозащитных организаций и приостановке деятельности пяти других было принято в октябре 2016 года в связи с утверждениями о том, что они запятнали образ страны. Одна из организаций, чья деятельность была приостановлена, после выхода вызвавшего разногласия доклада была закрыта.
В октябре 2016 года тогдашний Генеральный секретарь ООН в ответ на растущую озабоченность поручил помощнику Генерального секретаря ООН Эндрю Гилмору возглавить усилия по борьбе с репрессиями и запугиванием в отношении правозащитников, которые сотрудничают со структурами ООН в области прав человека. «Организация Объединённых Наций не могла бы выполнять имеющую первостепенную важность работу по защите прав человека без тех, кто сотрудничает с представителями ООН, с докладчиками и другими механизмами организации. Когда они подвергаются репрессиям, это угрожает нашей общей безопасности. Ограничение их в возможностях сотрудничества ведёт к тому, что в результате страдает и наша работа по защите прав человека», - подчеркнул Пан Ги Мун, занимавший на тот момент пост Генерального секретаря ООН.
Международное сообщество должно вновь утвердить фундаментальную значимость правосудия, уважения, терпимости, солидарности – ценностей, лежащих в основе нашего законодательства в области прав человека.
Совет по правам человека должен ясно дать понять, что мир, в котором царят справедливость, законность и равенство, нуждается в правозащитниках. Именно они содействуют продвижению прав человека, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека; они находятся на переднем крае борьбы за то, чтобы люди, злоупотребляющие своей властью, были привлечены к ответственности. Совет несёт ответственность за укрепление, поощрение и защиту всех прав человека во всём мире, за прекращение нарушений прав человека и вынесение в этой связи необходимых рекомендаций. «Все жертвы нарушений прав человека» должны на деле «иметь возможность рассматривать Совет по правам человека как форум для обсуждения своих проблем и как плацдарм для их решения».
1. Продлить мандат Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников и в полной мере сотрудничать с ним, в том числе путём поощрения скорейшего и всестороннего реагирования на сообщения Специального докладчика, а также удовлетворения его запросов на посещение той или иной страны.
2. Вновь подтвердить, что защита прав человека является необходимой для сохранения человеческого достоинства, что более глубокое уважение этих основных свобод закладывает фундамент стабильного, безопасного и справедливого общества;
3. Признать законность усилий правозащитников, приветствовать ту важную роль, которую они играют в продвижении прав человека, и призвать государства поощрять и публично поддерживать их работу;
4. Призвать государства принять и применять законодательство, которое признаёт и защищает правозащитников;
5. Особо подчеркнуть настоятельную необходимость создания всеми государствами национальных механизмов по защите правозащитников;
6. Настоятельно призвать государства эффективно пресекать угрозы, нападения, преследование и запугивания правозащитников, в том числе там, где это необходимо, проводя тщательное, беспристрастное и независимое расследование злоупотреблений и нарушений прав человека, привлекая предполагаемых виновников к ответственности в ходе справедливых судебных разбирательств, не прибегая к смертной казни, и обеспечивая эффективные средства судебной защиты и соответствующие компенсации пострадавшим;
7. Настоятельно призвать государства к тому, чтобы система уголовного правосудия или гражданского судопроизводства не использовались неправомерно для преследования правозащитников;
8. Призвать воздерживаться от предъявления уголовных обвинений, применения иных судебных процедур или принятия административных мер в отношении правозащитников за мирное осуществление ими своих прав;
9. Обеспечить, чтобы те, кто мирным образом бросает вызов несправедливости, не изображались как угроза безопасности, развитию или традиционным ценностям;
10. Подчеркнуть тот факт, что правозащитники, работающие по вопросам гендерного равенства, прав женщин или прав ЛГБТИ, сталкиваются с особенным риском подвергнуться определённым формам насилия и иным нарушениям, которые должны особенно тщательно пресекаться;
11. Обратить особое внимание на другие группы, которые могут быть подвержены риску, в частности, работающие по вопросам защиты экономических, социальных и культурных прав, по вопросам, связанным с интересами бизнеса и правами человека; на территориях, подверженных воздействию внутреннего конфликта или стихийного бедствия; живущие в изолированных регионах или зонах конфликтов; работающие с злоупотреблениями, имевшими место в прошлом, в частности, с семьями жертв насильственных исчезновений;
12. Осудить любые акты запугивания или репрессий в отношении правозащитников, которые сотрудничают или стремятся сотрудничать с международной правозащитной системой;
13. Настоятельно призвать государства в полной мере сотрудничать с недавно вступившим в должность Помощником Генерального секретаря ООН по правам человека для того, чтобы не допустить случаев репрессий и запугивания, положить им конец и обеспечить пострадавшим соответствующие компенсации.