Имущественный спор вокруг «Рустави-2», основного оппозиционного телеканала в Грузии, вызывает озабоченность Amnesty International, поскольку он может поставить под угрозу осуществление права на свободу выражения мнений и свободу СМИ.
Верховный суд Грузии оставил в силе решение нижестоящего суда и постановил 2 марта 2017 года, что «Рустави-2» должен быть изъят из собственности нынешних акционеров и передан его одному из прежних владельцев телекомпании Кибару Халваши, который является сторонником нынешнего грузинского правительства.
Халваши подал иск с требованием возвращения в его собственность телеканала 4 августа 2015 года. В иске утверждалось, что заявитель был вынужден покинуть страну в 2006 году, а телекомпанию – продать существенно ниже рыночной цены под давлением правительственных чиновников из команды Михаила Саакашвили, которые в настоящее время находятся в оппозиции к нынешнему президенту страны Георгию Маргвелашвили. При этом с 2006 года «Рустави-2» несколько раз менял владельцев.
Грузинские официальные лица неоднократно подвергали «Рустави-2» серьезной критике за его поддержку оппозиции, в связи с этим грузинские неправительственные организации и нынешнее руководство самого телеканала опасаются, что передача телекомпании Халваши приведет к изменению редакционной политики.
«Рустави-2» является одним из крупнейших и самых популярных телеканалов в Грузии, при этом открыто критикующим правительство. Хотя в Грузии работают множество СМИ, многие из них политически ангажированы и не защищены от вмешательства в свою редакционную политику, что ставит вопрос, действительно ли они независимы.
Грузинские неправительственные организации полагают, что настоящей целью иска было желание заставить замолчать резко оппозиционный телеканал. Правозащитники также указывают на процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении иска Халваши. Кроме того, они выразили серьезные опасения в связи с временными мерами, наложенными в отношении «Рустави-2» судом первой инстанции в прошлом году, - они напрямую влияли на редакционную политику телеканала, что было расценено как нарушение свободы слова.
Верховный суд Грузии до сих пор не представил полного обоснования своего решения. Адвокаты «Рустави-2» обратились в Конституционный суд Грузии. Если апелляция будет успешной, то решение Верховного суда может быть фактически аннулировано. 3 марта представители «Рустави-2» также подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с просьбой принять промежуточные меры до рассмотрения существа жалобы. ЕСПЧ в тот же день дал свое согласие на это и обратился к правительству Грузии с просьбой временно приостановить исполнение решения о передаче контроля над телеканалом новому владельцу и воздержаться от вмешательства в редакционную политику «Рустави-2».
21 октября 2016 года, когда юридический спор между акционерами был в самом разгаре, генеральный директор «Рустави-2» Ника Гварамия объявил, что спецслужбы Грузии шантажировали его, обещая обнародовать некие имеющие отношения к его личной жизни видеозаписи, если он не подаст в отставку. В мае 2016 года сотрудники «Рустави-2» заявили, что стали объектом скрытого наблюдения. Оба эти инцидента не были должным образом расследованы.
Массовая слежка остается одной из главных проблем в Грузии еще со времен предыдущего правительства, нынешние власти сохраняют прямой доступ к средствам наблюдения за коммуникациями.
Amnesty International выражает серьезную озабоченность по поводу политически мотивированного характера иска с целью изменения редакционной политики «Рустави-2». Власти Грузии должны уважать и обеспечивать право на свободу выражения мнений и гарантировать, что правовой спор разрешается без какой-либо политического или другого внешнего давления.
Власти должны эффективно расследовать угрозы в отношении генерального директора «Рустави-2» и факты обнаружения «жучков» в помещениях телеканала.