Исса понял, что останется в живых, когда увидел на горизонте лодки. Это произошло в июле 2014 года: тогда много часов он провел в море, уцепившись за пластиковую канистру, а в это время вокруг тонули женщины, мужчины и дети. Небольшая резиновая лодчонка, на которой они планировали добраться до Италии, утонула уже через два часа после отплытия с побережья Ливии. По словам Иссы, из 137 человек на борту спаслись только 49.
Исса (выходец из Буркина-Фасо) не был спасён проходящим мимо судном, его подобрала ливийская береговая охрана. Вместо безопасного порта в Италии, куда он так стремился попасть, его вернули в Ливию, где передали полицейским. По словам Иссы, его на много месяцев заперли в жутких условиях, полицейские регулярно избивали его, требуя денег в обмен на освобождение.
«Мне связывали за спиной руки, – рассказывал Исса. – Заставляли лечь на пол лицом вниз и били по спине ремнём или кусками электрокабеля».
Только после того как родственники Иссы наскребли 625 000 африканских франков (порядка 900 фунтов стерлингов), его наконец-то освободили.
В сентябре прошлого года он снова попытался добраться до Италии. Однако после трёх дней в море лодку, в которой находился Исса, прибило обратно к берегам Ливии. «Нас задержали, как только мы высадились, и отвезли в тюрьму в Триполи, а через две недели перевезли в город Сабха. Мы узнали, что нас продали торговцам людьми», – рассказал Исса. Он и другие провели в плену месяц, затем им удалось бежать. «Похитители подстрелили несколько человек. Не знаю, умерли они или нет», – добавил он.
Это – лишь одна из многих историй, рассказанных нам в ходе нашей последней поездки в город Агадес (центральный Нигер), который стал оживлённым перевалочным пунктом для беженцев и мигрантов из стран Африки к югу от Сахары – тех, что пытаются попасть в Европу через Ливию и возвращаются туда, претерпев бесчеловечное обращение.
Они рассказывают душераздирающие истории, точь-в-точь напоминающие те, что мне довелось услышать от сотен беженцев и мигрантов в приёмниках-распределителях в Италии. Многих из них в течение долгих месяцев удерживали под стражей в Ливии, где, по их словам, их пытали, избивали, насиловали, унижали. Ад – именно это слово первым приходит на ум, когда я вспоминаю, как они характеризуют то, что им пришлось пережить.
Правительства стран Европы инвестируют десятки миллионов в реализацию антимиграционных мер в Нигере, в том числе поддерживают операции полиции Нигера, которая блокирует поток грузовиков, направляющихся к границе с Ливией. Они настаивают, что подобные меры необходимы для защиты самих мигрантов. Как сказал мне один дипломат в Нигере: «Мы беспокоимся о людях, в Ливии их обращают в рабство. Это нужно остановить. Мы не можем допустить гибель людей и подобное нарушение их прав».
Однако, если они и правда в первую очередь заботятся о безопасности людей, почему правительства тех же самых стран всячески настраивают власти Ливии на то, чтобы те пресекали любые попытки беженцев перебраться в Европу? В реальности, в последние несколько месяцев европейские институты власти и правительства усилили сотрудничество с береговой охраной Ливии, поощряя последнюю перехватывать мигрантов и возвращать их в Ливию, при этом закрывая глаза на чудовищное отношение к ним в Ливии. Всего несколько недель назад Италия и Ливия подписали новое соглашение в области миграционного контроля, при этом лидеры Европейских стран неоднократно заявляли о намерении расширить сотрудничество, в том числе Европейский совет на прошлой неделе (см. ).
Нынешние действия, направленные на усиление береговой охраны Ливии через обучение и снабжение лодками, вероятно, помогут спасти многих терпящих бедствие в море. Однако любые такие меры без тщательно взвешенных усилий, направленных на пресечение практики автоматического лишения свободы беженцев и мигрантов, перехваченных береговой охраной в море, и систематического жестокого обращения с ними в Ливии, а также на обеспечение безопасности просителей убежища, следует рассматривать как палку о двух концах.
Каждое заключённое соглашение – явный сигнал о том, что в действительности лидеров Европейских государств не беспокоит безопасность отчаявшихся женщин, мужчин и детей, которых не пускают в Ливию. Снабжение лодками береговой охраны, обвиняемой в посредничестве контрабандистам и избиении перехваченных в море мигрантов, а также помощь лагерям, где произвольно лишают свободы и пытают людей, раскрывает их истинные намерения. Действительно, вопрос пресечения нелегальной миграции в Европу сейчас стоит так остро, что они, по-видимому, готовы заплатить любую цену. Ужасающие последствия подобного одностороннего подхода – весьма реальны, о чём слишком хорошо известно Иссе.
Ливия охвачена гуманитарным кризисом, при этом большая часть страны фактически находится под управлением вооружённых группировок и уголовных банд. Учитывая слабую судебную систему, беззаконие стало нормой, и права мирного населения могут быть грубо нарушены в любой момент. На этом фоне беженцам и мигрантам грозит опасность произвольных задержаний, похищений, жестокого обращения, сексуального насилия и эксплуатации. И хотя номинально лагеря беженцев и мигрантов находятся под управлением правительства Ливии, в действительности чаще всего они подконтрольны вооружённым группировкам. С помощью давления и запугивания такие группировки заставляют официальные власти не препятствовать деятельности преступных сетей по контрабанде и торговле людьми.
Если бы лидеров стран ЕС и в самом деле заботила проблема злоупотреблений в отношении беженцев и мигрантов в Ливии, они обеспечили бы им безопасные и легальные пути въезда в Европу, в частности, предоставили бы гуманитарный доступ в Европу тысячам нуждающихся в защите. Принципиально важно в сотрудничестве с властями Ливии делать упор на основные меры по защите прав беженцев и мигрантов в стране и для начала покончить с произвольным лишением свободы и жестоким обращением.
Женщин, мужчин и детей бросают за решётку, эксплуатируют, пытают и насилуют – после так называемого спасения. То, что решения правительств европейских стран так или иначе подстёгивают подобные злоупотребления, не может не ужасать.
Автор: Маттео де Беллис, исследователь Amnesty International по вопросам миграции