Спецслужбы Узбекистана осуществляют программу массовой слежки за соотечественниками за рубежом

Власти Узбекистана ведут незаконную слежку за своими гражданами, покинувшими пределы страны, пришла к выводу Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.

В документе «Мы найдём тебя везде» на примере историй семи узбекистанцев, живущих как на территории страны, так и за её пределами, показано, как незаконная государственная слежка становится неотъемлемой частью кампании запугивания и преследования со стороны спецслужб. Среди них находящийся в Швеции беженец, за чьими контактами с родственниками на родине следят, и журналистка, вынужденная бежать во Францию после того, как спецслужбы установили за ней наблюдение. «В докладе мы рассказываем о том, какие серьёзные последствия в области прав человека влечёт за собой массовая слежка не только для жителей Узбекистана, но и для узбекистанцев в Европе», — сказал исследователь Amnesty International по технологиям и правам человека Джошуа Франко.

«Внутри Узбекистана усилиями властей создана обстановка постоянной подозрительности, в которой слежка или её предполагаемая угроза неизменно присутствуют в жизни правозащитников, журналистов и политических активистов, — продолжил он. — Однако и за пределами страны ведутся негласные программы слежки. Это прямо сказывается на жизни покинувших Узбекистан: беженцы очень боятся контактировать со своими близкими, оставшимися на родине, чтобы не подвергать их опасности».

В докладе описан случай Дилшода (псевдоним), живущего в Швеции активиста узбекской политической оппозиции. Родственники Дилшода отказались от общения с ним после того, как узбекские правоохранители нанесли им визит вскоре после последнего телефонного разговора с ним. Спецслужбы пришли даже к его находившейся при смерти тёте, которая имела неосторожность поговорить по телефону с племянником.

Дилшод сказал Amnesty International: «Когда мы звоним родственникам, друзьям, близким, мы знаем, что разговор прослушивается. Нам [живущим в Швеции] ничего не грозит, но если мы позвоним им, у них будут неприятности».

Власти Узбекистана часто преследуют и запугивают родственников, чтобы заставить их раскрыть информацию о политических беженцах.

В конце 2014 года произошёл взлом электронной почты Галимы Бухарбаевой — редактора независимого информационного сайта Uznews.net, которая уехала из Узбекистана в Берлин. Когда её частная переписка была выложена на узбекских сайтах, имена местных журналистов, с которыми она тайно сотрудничала, были преданы огласке, и те оказались в опасности.

Одной из тех, кто в 2015 году был вынужден бежать после взлома почты Бухарбаевой, была Гуласал Камолова. Ей стали поступать угрозы. Незадолго до её побега с родины сотрудник спецслужб сказал ей: «Где бы ты ни была, мы найдём тебя везде».

Камолова сказала Amnesty International: «На самом деле я не боюсь. Мне нечего терять, кроме моей работы, а моя работа тут. Думаю, это мой ответ на все угрозы и преследования узбекских спецслужб. Я не боюсь, хотя понимаю, что они тут рядом. Я не чувствую себя в безопасности, но я не боюсь».

Последствия взлома электронной почты в Берлине не ограничились вынужденным бегством Камоловой и других журналистов из Узбекистана — сайт Uznews.net, на который они работали, в итоге тоже пришлось закрыть.

В докладе также описывается случай правозащитника Дмитрия Тихонова. Он был вынужден бежать из страны из-за угроз возбуждения уголовного дела, которое основывалось на полученной в результате взлома информации из его переписки.

Созданная узбекскими властями нормативно-правовая база, регулирующая слежку, делает возможной её повсеместное использование, что является нарушением правовых норм и стандартов в области прав человека. Эта нормативно-правовая база позволяет государственным органам получать прямой доступ к телекоммуникационным данным и осуществлять многие виды слежки без судебной санкции.

«Власти Узбекистана создали систему, в которой слежка и опасения её — не исключение, а норма, — отметил Джошуа Франко. — Народ Узбекистана живёт в постоянном страхе, что в любой момент может быть нарушена конфиденциальность телефонных разговоров, электронной переписки, СМС-сообщений. Ограничения, которые это налагает на жизнь и свободы людей, невыносимы и неприемлемы».

«Власти должны пересмотреть правовое регулирование слежки и привести его в соответствие с международными стандартами. Результатом таких реформ должно стать как минимум то, что доступ к личным данным будет осуществляться только при наличии судебного ордера, выданного по обоснованному подозрению в совершении уголовного преступления», — заключил он.

Справка

В Узбекистане слежка усугубляет обстановку, и без того враждебную для правозащитников, журналистов, политических активистов и прочих жителей страны. В последние годы Amnesty International документирует серьёзные нарушения прав человека, включая повсеместно применяемые правоохранительными органами и спецслужбами пытки и произвольные задержания.

Правозащитники, критики властей и независимые журналисты вынуждены уезжать из Узбекистана, чтобы избежать ареста, постоянных преследований и запугивания со стороны силовых ведомств и местных властей.

За теми немногими, кто остался в стране, постоянно следят сотрудники спецслужб и правоохранители в форме и в штатском. Правозащитников и журналистов вызывают на допросы в милицию, сажают под домашний арест, лишают возможности встречаться с иностранными дипломатами и делегациями и ходить на мирные демонстрации. Их часто задерживают и избивают сотрудники правоохранительных органов, они подвергаются нападениям неизвестных, предположительно работающих на силовые структуры.

Представители Amnesty International доступны для интервью.

Полный текст доклада

Доклад «Мы найдём тебя везде»

Участвуйте в акции Amnesty International

Призовите власти Узбекистана немедленно прекратить незаконную слежку!

#новости #публикации #Узбекистан