«Возможно, это глупый вопрос, но почему вы выступаете против смертной казни?» - слышу я от журналиста одной из ведущих российских газет. Он пишет статью о нашем ежегодном докладе о применении смертной казни в мире, а я знаю о цифрах по количеству приведенных в исполнение смертных приговоров в Китае или Вьетнаме, но подумать над коротким ответом на этот вопрос в голову мне не приходило. Хотя он совсем не глупый.
«Смертная казнь — высочайшее проявление отказа человеку в его достоинстве и в праве на жизнь. Нет такого преступления, которое бы оправдывало отказ от принципов гуманности в пользу принципов правосудия», - в конце концов отвечаю я.
Смертная казнь – это свидетельство существования культуры насилия, а не способ борьбы с ней.
Из больше чем 200 государств-членов ООН более половины, 104 страны, отказались от смертной казни, на европейском континенте расстреливать продолжают только в Беларуси. Но когда Amnesty International начинала свою кампанию против высшей меры наказания в 1977 году, лишь в 16 странах смертная казнь была полностью отменена, и услышать вопрос «почему вы против» можно было гораздо чаще.
Право на жизнь с самого начала было ключевым положением мандата Amnesty International, и уже в документах 1968 года можно найти прямые призывы к полной отмене смертной казни. Но только в 1970-е мы начали работать над единым посланием от движения.
В 1977 году Amnesty организовала Стокгольмскую конференцию по вопросу об отмене смертной казни. В этой конференции приняло участие более 200 человек из 57 стран мира.
По её итогам конференции участники выпустили Стокгольмскую декларацию, в которой впервые объявили – смертная казнь не совместима со Всеобщей декларацией прав человека, документом, который заложил фундаментальные принципы движения Amnesty International.
«Право на жизнь является самым основным из всех прав человека, поскольку без него все остальные права теряют смысл. Если государство использует свою власть для того, чтобы отнимать у человека жизнь, то, скорее всего, никакое другое право не является неприкосновенным. Государство не может дать жизнь, оно не должно позволять себе и отнимать её», - решили участники конференции.
Стокгольмская декларация и доклад вызвали немалый переполох как в самом движении, так и вне его. Глава американского представительства Amnesty публично подал в отставку, заявив, что требование всеобщей отмены смертной казни «глупо в самом непростительном смысле этого слова».
На момент публикации первого доклада о смертной казни на следующий год в камерах смертников в США находилось более 425 человек. Несмотря на это, представительство Amnesty в США прекрасно понимало, что у некоторых из ее членов «отсутствовало стремление» заниматься этим вопросом.
«Нас вдруг попросили бороться за жизни людей, которые являются не узниками совести, а убийцами, крайне неприятными типами, которых, по мнению всех окружающих, следовало казнить!» - вспоминала участница движения Барбара Спроул.
Но именно эта декларация положила начало работе Amnesty International по полной отмене смертной казни во всем мире, работе, которая объединяет сегодня тысячи людей на всей планете.
Автор: Александр Артемьев, Amnesty International
На фото слева направо: бывший премьер-министр Южной Родезии Гарфилд Тодд, шведский правозащитник Томас Хаммарберг, генсек AI Мартин Энналс, Улоф Дален, Шон Макбрайд.
Статья Уильяма Ф Бакли мл. в International Herald Tribune
Наш ответ: Письмо Дика Остинга в International Herald Tribune
Черновик письма в International Herald Tribune
Доклад Amnesty International «Смертные приговоры и казни в 2016 году»
Смертные приговоры и казни в 2016: факты и цифры