Александрийский суд в среду, 12 апреля, приговорил египетского адвоката Мохаммеда Рамадана к десяти годам тюремного заключения, пяти годам домашнего ареста и пяти годам запрета на использование интернета. Ему были вменены в вину целый ряд преступлений, связанных с посягательством на национальную безопасность, а также оскорбление президента, злоупотребление социальными сетями и подстрекательство к насилию.
Обвинительный приговор стал возможен благодаря новому закону о борьбе с терроризмом, который египетское правительство использует, чтобы заткнуть рты своим оппонентам.
«Вызывает возмущение, что власти Египта назначили столь суровый приговор человеку, который просто реализовал свое право на свободу выражения мнений. Комментарий в Facebook’е никак не может считаться уголовным преступлением. Никому не должно угрожать тюремное заключение за выражение своих взглядов, даже если другие посчитали его слова оскорбительными», - заявила Наджия Бунаим, директор по кампаниям Amnesty International в Северной Африке.
«Приговор Мохаммеду Рамадану – вопиющее посягательство на свободу выражения мнений и пугающий пример того, какую опасность представляет злоупотребление властями антитеррористическим законодательством, принятым в 2015 году», – добавила она.
Правительственные чиновники, включая главу государства, должны быть готовы терпимее относиться к критике, чем частные лица. Законы, которые препятствуют законной критике госслужащих или главы государства, нарушают свободу выражения мнений.
Мохамед Рамадан не присутствовал на суде и не имел возможности изучить доказательства своей вины или обеспечить себе надлежащую защиту. Его адвокаты просили суд отложить рассмотрение дела по медицинским соображениям, но судья отклонил их просьбу и вынес ему приговор заочно. Сейчас его адвокаты готовят ходатайство о пересмотре дела. Он был осужден в соответствии с расплывчато сформулированными положениями египетского закона «О борьбе с терроризмом». Статья 29 этого закона предусматривает наказание в виде лишения свободы вплоть до 10 лет за создание аккаунта в социальных сетях для пропаганды «террористической» деятельности или в целях нанесения ущерба национальным интересам.