Ахмед Мансур спас миллионы пользователей iPhone от изощрённых шпионских программ. Если вас заботит конфиденциальность информации, которой вы делитесь, вам следует добиваться его освобождения.
К тому моменту, когда большинство специалистов по компьютерным технологиям впервые услышали его имя, активист Ахмед Мансур уже более десяти лет боролся с нарушениями прав человека в своей родной стране – Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ).
Однако в августе прошлого года на его телефон пришла целая серия подозрительных текстовых сообщений, из-за которых Мансур, поэт и блогер-активист, привлёк к себе пристальное внимание IT-специалистов. Авторы сообщений, поступивших на его iPhone 6, обещали раскрыть «новые секретные подробности» пыток в тюрьмах ОАЭ. Чтобы узнать о них, требовалось перейти по ссылке на незнакомый сайт.
Мансуру ничего не стоило перейти по ссылке, но он проявил осторожность. Власти ОАЭ уже дважды взламывали его личные данные, до этого его избивали, сажали в тюрьму и лишали права на выезд из страны. Кроме того, как он знал, за нем велась слежка,
Чувствуя подвох, он поделился сообщениями со специалистами по компьютерной безопасности, которые, в свою очередь, предупредили Apple о целом ряде багов в программном обеспечении iPhone, делавших пользователей уязвимыми для взлома. В Apple быстро устранили проблему, выразив Ахмеду благодарность за то, что тот помог улучшить безопасность миллионов пользователей iPhone по всему миру.
«Обновляя своё программное обеспечение, вспомните с благодарностью Ахмеда Масура», - сказал Рональд Дейберт, директор Citizen Lab.
Шпионское программное обеспечение, которое использовалось против Мансура, оказалось настолько сложным и дорогим, что специалисты Citizen Lab окрестили Мансура «диссидентом на миллион долларов».
Однако в ОАЭ диссидента ждёт суровая жизнь. Сейчас Ахмед Мансур томится в одиночной камере. Уже седьмую неделю после ареста посреди ночи он не может встретиться со своим адвокатом. За время ареста ему всего один раз разрешили увидеться с женой, а своих детей он так и не увидел.
При этом считается, что ОАЭ – восходящая звезда в мире современных высоких технологий, желанная цель для компаний, которые хотят получить доступ к развивающимся рынкам Ближнего Востока, Африки и Азии.
Власти, которые преследовали и притесняли Ахмеда Мансура за его мирную деятельность, рассчитывают на ребрендинг своей страны в качестве нового «Кремниевого оазиса», и не без успеха идут к этому. Ближневосточные представительства Twitter, Facebook и даже Apple разместились во впечатляющих небоскрёбах в Дубае, а эмир Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум назвал ОАЭ «инкубатором инноваций и технологий будущего».
Однако Мансуру не нашлось места в этих мечтах о будущем, и пока технологии идут вперёд, он томится в тюрьме. Предъявленные ему обвинения были сфабрикованы. Ему инкриминируют использование социальных сетей для «публикации ложной информации и слухов», распространения «вероотступнических и разжигающих ненависть идей», а также «размещения ложной и вводящей в заблуждение информации», которая вредит национальному единству и наносит ущерб репутации страны. Есть глубокая ирония в том, что ОАЭ, государство, которое с такой готовностью стремится воспользоваться всеми возможностями новых технологий, так упорно старается ограничить свободу выражения в интернете.
Однако сверкающий фасад «Кремниевого оазиса» не должен вводить нас в заблуждение. За ним скрывается удушающая петля репрессий и страха, и пока загораются яркие огни небоскрёбов, голоса инакомыслящих глушат один за другим.
Независимо от того, где мы живём, всем нам есть чему научиться у Мансура. Случившееся с ним – символ тех рисков, с которыми мы все сталкиваемся в эпоху усиления надзора со стороны государства. Сейчас новые технологии помогают самым безжалостным правительствам бороться с гражданами, которые осмеливаются нарушать статус кво. Бдительность Мансура, проявленная им в августе прошлого года, лишила правительства одного из этих новых инструментов, и за это мы все в долгу перед ним.
Каждый, кого волнует неприкосновенность его личной информации, каждый, кому не по себе от того, что технологии слежки дают правительствам возможность наблюдать за любыми вашими действиями, должен во всеуслышание выступить в защиту Ахмеда Мансура.
Компаниям, желающим отхватить кусок предлагаемого ОАЭ пирога, следует помнить, что пока их присутствие тешит самолюбие властей, им позволяют действовать в рамках тех же законов, по которым в стране искореняются всякое инакомыслие. Компании должны также помнить о нарушениях прав человека в ОАЭ и действовать так, чтобы их работа не способствовала цензуре в интернете или слежке. В частности, им стоит дважды думать, прежде чем реагировать на требования властей об удалении контента или о передаче пользовательских данных.
Нам также следует помнить, что мы не бессильны перед лицом творящейся несправедливости. ОАЭ заботятся о своей репутации, своём бренде. Если они по-прежнему хотят поддерживать имидж технологически продвинутой страны, открытой для инноваций и инвестиций, ОАЭ необходимо заручиться поддержкой большинства высокотехнологичных компаний и их сотрудников. Можно пропускать мимо ушей жалобы со стороны правозащитного сообщества, однако к голосу компьютерного сообщества ОАЭ прислушаются обязательно, если – или когда – этот голос прозвучит.
Вот что можно сделать уже сейчас. Подпишите петицию составленную организациями, тесно сотрудничающими с IT-сообществом, с призывом освободить Ахмеда Мансура. Используйте любую возможность для того, чтобы упомянуть о нём.
Тюремное заключение Ахмеда Мансура стало предупреждением правозащитникам со стороны правительства, задавшегося целью любой ценой подавить несогласие. Однако оно должно также послужить предупреждением и для IT-сообщества. Оно должно не дать сверкающим огням себя ослепить и помнить, что именно ахмеды мансуры во всём мире защищают права человека и делают технологии безопаснее для всех нас.
Текст: Таня О’Кэррол