Власти Израиля должны незамедлительно и без всяких дополнительных условий освободить Ахмада Катамеша, 67-летнего палестинского учёного, писателя и политического аналитика, произвольно задержанного и на три месяца помещённого под административный арест, - заявила Amnesty International.
Ахмада Катамеша схватили в предрассветный час в ходе рейда, проведённого в его доме 14 мая 2017 года. Через три дня один из представителей военного командования подписал приказ о заключении его под административный арест сроком на три месяца несмотря на то, что ему не было предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления. На днях израильский военный суд должен утвердить его содержание под стражей. В соответствии с проводимой Израилем политикой административных арестов палестинцев регулярно задерживают на неопределённый срок по соображениям безопасности, без предъявления обвинения или судебного разбирательства, продлевая административное содержание под стражей на срок до шести месяцев.
«Очередной раз Ахмаду Катамешу придётся на себе ощутить действие безжалостной израильской политики административных задержаний. Amnesty International считает, что он был задержан исключительно за свою не связанную с насилием политическую деятельность, свои труды и за то, что он пытался сдерживать своих соотечественников. Утверждение административного ареста в его отношении стало бы вопиющим нарушением его права на свободу выражения мнений», - заявила Магдалена Муграби, заместитель директора программ Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Ни одной минуты Ахмад Катамеш не должен больше оставаться за решёткой, не говоря уже о том, чтобы удерживать его под стражей три месяца без суда или предъявления обвинения. Он является узником совести и должен немедленно выйти на свободу без каких-либо дополнительных условий».
«Десятилетиями Израиль проводил свою жестокую политику административных задержаний, попирая права задержанных палестинцев. Вместо того, чтобы задерживать их на неопределённый срок без суда или предъявления обвинений, Израилю следует положить конец использованию административных арестов, которые причиняют огромные эмоциональные страдания задержанным и их семьям, ставя их в состояние постоянной неопределённости».
Уже не в первый раз Ахмад Катамеш становится узником совести. В общей сложности по милости израильских властей он провёл под административным арестом более восьми лет. Последний раз его выпустили из-под административного ареста в декабре 2013 года.
По словам его родных, в 2016 году его дважды вызывали на допрос представители военной разведки Израиля. Его предупреждали, чтобы он прекратил писать и делать устные заявления, иначе он может «угодить в беду». Оба раза он отказывался, заявляя сотрудникам военной разведки, что он писатель и учёный, и будет говорить и писать то, что пожелает.
Из более чем 6 500 палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах, более 500 человек содержатся под административным арестом без суда или предъявления обвинения. Прекращение проводимой Израилем практики административных задержаний – одно из требований, которые выдвинули объявившие голодовку сотни палестинских заключённых, задержанных израильскими властями.
Ахмад Катамеш, политический комментатор и университетский профессор, открыто критиковал как израильские, так и палестинские власти, а также заключённое в Осло соглашение, временную меру, в соответствии с которой к палестинским властям частично переходил контроль над некоторыми из Оккупированных палестинских территорий. Он выступал за кардинальное изменение политического ландшафта и стратегии, используемой палестинцами, призывал покончить с разделением между ХАМАС и палестинскими властями, открыто заявлял о недовольстве палестинского народа своим руководством. В его трудах рассматривались различные предложения касательно альтернативных систем разделения власти между палестинцами и израильтянами. Ахмад Катамеш часто выступал в новостных программах на местом телевидении и в радиопрограммах. Совсем недавно он решительно высказался в поддержку массовой голодовки палестинских заключённых и необходимости политической поддержки прав палестинцев.
В ходе встречи со своим адвокатом 21 мая в тюрьме «Офер» Ахмад Катамеш заявил, что с момента ареста его ещё ни разу не допрашивали. Он также объявил, что больше не будет принимать в тюрьме свои лекарства в знак протеста против его произвольного задержания и тюремного заключения. Его семья серьёзно обеспокоена состоянием его здоровья. Его жена Суха Баргути сообщила Amnesty International, что грубое обращение и неоказание необходимой медицинской помощи, с которыми он столкнулся в тюрьме, привели к повреждению его внутреннего уха, отвечающего за чувство равновесия.
Она сказала также, что после освобождения в 2013 году у Ахмада начались головокружения и кратковременные потери сознания. «За последние несколько месяцев ему стало лучше, но я очень беспокоюсь о том, как на него подействует это новое заключение. Он уже не такой молодой и сильный, каким был раньше», - добавила она.
Свидетели описали Amnesty International ночной рейд, в ходе которого 14 мая был арестован Ахмад Катамеш. Около 4 часов ночи примерно 40 или 50 израильских солдат на по меньшей мере семи военных джипах и броневике прибыли в район аль-Бирех в Рамалле, где Ахмад Катамеш жил когда-то. Свидетели заявили, что солдаты выломали входную дверь в его бывшем доме и обнаружили, что он пуст. Затем они выбили соседние двери, после чего нагрянули в дома братьев Ахмада Катамеша.
Приблизительно в 4:30 ночи солдаты вошли в дома двух его братьев, разбудив всех членов семьи. Когда они и там не обнаружили Ахмада, они заставили его брата Халеда показать им расположенный неподалёку дом, где Ахмад проживал в тот момент. Халед Катамеш сказал, что солдаты заставили его идти перед ними и постучать в дверь, используя его в качестве «своего рода щита». Халед пытался урезонить солдат, объясняя им, что его брат уже в возрасте, что он плохо слышит, что нет никакой необходимости применять насилие или ломать дверь. В конце концов Ахмад Катамеш проснулся и открыл дверь. Солдаты велели ему одеться и увезли на бронированном автомобиле. По словам брата Ахмада Катамеша, солдаты не обыскивали дом и не изымали никаких материалов.
«Одни из самых ранних моих воспоминаний – мне было тогда семь или восемь лет – это израильские солдаты, штурмующие посреди ночи наш дом, пугая всех нас и пытаясь заставить нас жить в страхе», - сказал Халед Катамеш. «Сейчас мне 54 года, и я опять столкнулся с той же самой тактикой. Теперь эти страшные воспоминания будут и у моих детей. Это терроризирует всю семью».