Сегодня найти в Турции правду и справедливость становится почти невозможно. Шестеро правозащитников были на этой неделе брошены за решётку по абсурдным обвинениям в поддержке террористической организации. Они ожидают суда, по результатам которого срок их заключения могут продлить ещё на месяцы. Четверо других были выпущены под залог, однако остаются под следствием. Их передвижения ограничены, и три раза в неделю они должны отмечаться в полиции.
Среди заключённых под стражу находится и Идиль Эсер, директор представительства Amnesty International в Турции. «Я не совершала никакого преступления», - написала она мне из тюрьмы на прошлой неделе. Это же относится и к другим правозащитникам, взятым под стражу. После попытки военного переворота в июле 2016 года власти Турции используют малейшее проявление инакомыслия как предлог для подавления своих политических оппонентов. В подобной атмосфере даже защита прав человека воспринимается как преступление.
Несмотря на то, что внешняя политика ЕС, как утверждается, направлена на поддержку правозащитников во всём мире, официальная реакция Евросоюза на ужасающее наступление на права человека в Турции была очень сдержанной. Двадцать пятого июля на встрече с министром иностранных дел Турции в Брюсселе глава внешней политики Евросоюза Федерика Могерини имеет возможность исправить это положение. Вместо того, чтобы прятаться за сладкими словами и мягкой дипломатичностью, она должна открыто потребовать освободить Эсер и других правозащитников, незаконно взятых под стражу.
Всего лишь год назад люди в Турции с ужасом наблюдали, как журналистов хватают непосредственно во время прямых трансляций. Дети просыпались от грохота реактивных истребителей и стрельбы, эхо выстрелов разносилось по всему городу. Кровопролитие продолжалось 12 часов, за это время 250 человек были убиты, тысячи получили ранения. Многие люди на следующий день испытали облегчение, узнав, что попытка военного переворота оказалась неудачной.
Однако это облегчение было недолгим. Через пять дней правительство ввело режим чрезвычайного положения. С этого момента оно продлевалось каждые три месяца. И каждый раз его последствия становились всё хуже и хуже. В отношении 150 000 человек были возбуждены уголовные дела по обвинениям в участии в «Террористической организации Фетхуллаха Гюлена», которую власти объявили в подготовке неудавшегося июльского переворота. Число людей, находящихся под следствием, растёт каждый день.
В результате репрессий за решёткой томятся около 50 000 человек. Среди них по меньшей мере 130 журналистов, больше, чем в любой другой стране мира. Более 100 000 госслужащих, в том числе четверть сотрудников судебных органов, были произвольно уволены. Только на прошлой неделе было выдано более 140 ордеров на арест специалистов в области информационных технологий, сотни учёных отстранили от работы. В прошлом месяце чистки коснулись и Amnesty International. Танера Кылыча, председателя представительства Amnesty International в Турции, оставили под стражей в предварительном заключении по фиктивным обвинениям в том, что он является членом «Террористической организации Фетхуллаха Гюлена». Власти обвинили его в том, что у него было обнаружено зашифрованное приложение для обмена сообщениями, которое использовали сторонники Гюлена. Танер, профессиональный правозащитник, но не очень продвинутый пользователь, никогда даже не слышал о таком приложении, не говоря уже о том, чтобы его использовать.
На этой неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган предупредил, что чрезвычайное положение может продлиться «несколько лет». «Но сначала мы поотрубаем головы всем этим предателям», - заявил он в одной из своих угрожающих тирад. «Когда они появятся в суде, их нужно одеть в оранжевые арестантские робы, как в Гуантанамо».
Управляя страной с помощью прямых директив, исключив контроль со стороны парламента, запугав судей, правительство изуродовало государственные институты и гражданское общество с жестокостью, которая может соперничать с военной хунтой 1980-х годов.
Тех, кто несёт ответственность за разгул насилия, в результате которого при прошлогодней попытке государственного переворота были убиты и ранены люди, необходимо привлечь к ответственности. Однако эти преступления не могут служить оправданием для волны всё более жестоких репрессий, которым не видно конца. Эрдоган пришёл к власти, обещая покончить с ужасным прошлым Турции. Однако чем более влиятельным он становился, тем сильнее его собственные действия напоминали репрессивные практики тех, кто был у власти до него.
Международное сообщество, за некоторыми исключениями, старательно хранит молчание по поводу того, что происходит в Турции. Для многих стран Анкара является слишком важным политическим союзником, чтобы думать о соблюдении прав человека. От Турции хотят, чтобы она сдерживала волны мигрантов и беженцев, была союзницей в Сирии, остановила распространение «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ). Эрдоган всё это знает — и использует в своих интересах. Он знает, что это заставит лидеров других государств закрывать глаза на нарушения прав человека, совершаемые на виду у всех. Наши сотрудники в Турции находятся на месте событий. Некоторые ждали у зала суда до тех пор, пока не огласили приговоры, и когда я разговаривал с ними, по их голосам было слышно, что их переполняют эмоции. Их тревожит не только судьба их друзей, но и будущее всей страны. Что же должно произойти, чтобы весь мир нарушил наконец своё молчание? Пока мировые лидеры не говоря ни слова наблюдают за происходящим, тех, кто борется в Турции за соблюдение основных прав человека, одного за другим бросают за решётку. Скоро не останется никого.
Текст: Джон Дальхизен, директор Amnesty International по Европе и Центральной Азии