Мир в 2017 году: репрессии, политика ненависти и консолидация гражданского общества

Amnesty International представляет Годовой доклад за 2017/2018 годы

Усиление репрессий, рост ксенофобии и дискриминации вызвал ответную реакцию – гражданское общество по всему миру стало сплачиваться для отпора наступлению на права человека

В 2017 году мир начал пожинать последствия риторики ненависти в отношении меньшинств, которая стала всё чаще использоваться руководством целого ряда стран, говорится в ежегодном докладе Amnesty International о ситуации с правами человека в мире. Рост ксенофобии, расизма и дискриминации, однако, вызвал ответную реакцию – гражданское общество начало сплачиваться перед лицом ущемления прав человека.

Доклад «Права человека в современном мире» представляет анализ ситуации с правами человека в 159 странах мира.

«Год начался с откровенно ненавистнического шага – запрета на въезд в США для граждан из нескольких стран с преимущественно мусульманским населением. Примером поощрения ненависти в обществе и поиска «козлов отпущения» среди меньшинств стала и ужасающая кампания этнических чисток в отношении мусульман-рохинджа в Мьянме», – заявил генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти. Подобные примеры, к сожалению, наблюдаются во многих странах и во всех регионах мира.

Рост ненависти не обошёл стороной и регион бывшего Советского Союза. «В России мы стали свидетелями чудовищной по масштабам кампании похищений, пыток и убийств геев в Чечне. Полицейские облавы на геев прошли и в Азербайджане. В Украине мы наблюдали рост политического насилия со стороны ультраправых групп, орудующих под патриотическими лозунгами. В Кыргызстане был оставлен в силе пожизненный приговор правозащитнику Азимжану Аскарову, чьё преступление состояло лишь в том, что он фиксировал преступления против узбекской общины страны в ходе погромов 2010 года», – заявил глава восточноевропейского и центральноазиатского регионального офиса Amnesty International Денис Кривошеев.

В минувшем году сотни активистов по всему миру были убиты, а Турция, Египет и Китай стали крупнейшими «тюремщиками» для журналистов. Активистов Amnesty International не обошли преследования, которым подвергались правозащитники по всему миру. Мы столкнулись с угрозами своей работе в Венгрии, Израиле и Нигерии, а в Турции – с беспрецедентными арестами наших коллег вместе с другими правозащитниками.

Однако ужесточение политики репрессий в глобальном масштабе побудило многих людей присоединиться к многолетней борьбе за права человека, и на этом пути в 2017 году были знаменательные достижения.

В Чили был снят полный запрет на аборты, Тайвань вплотную подошёл к признанию однополых браков, а Австралия после консультативного голосования признала такие браки, в Анголе был отменён ограничивающий деятельность НКО закон, а жители нигерийской столицы Абуджи добились знаковой победы в борьбе с принудительными выселениями. Особую значимость в минувшем году приобрело движение женской солидарности, начавшиеся в США с Марша женщин в январе 2017 года и продолжившиеся кампанией против насилия над женщинами #MeToo.

Преследования правозащитников и активистов в странах бывшего СССР

Общественный подъём в 2017 году не обошёл стороной и страны бывшего Советского Союза. В Беларуси и России в марте прошли самые массовые за последние годы акции протеста. Если протесты против «налога на безработных» в Беларуси властям быстро удалось подавить посредством массовых репрессий, то в России выступления несогласных и гонения на них продолжались на протяжении всего года. В других странах региона гражданским активистам также пришлось вести тяжёлую оборонительную борьбу за основополагающие права человека.

В Таджикистане продолжились гонения на критиков властей, адвокаты-правозащитники подвергались произвольным арестам и политически мотивированным уголовным преследованиям. В Казахстане, где практически все независимые СМИ уже закрыты, власти стали применять всё более изощрённые способы подавления инакомыслия в интернете и социальных сетях. Азербайджанские власти неустанно оказывали давление на прессу и активистов, были предприняты новые шаги по уничтожению института независимой адвокатуры.

В России 2017 год прошёл под знаком грядущих президентских выборов – исключительно усложнив жизнь некоммерческих организаций в прежние годы, власти страны перешли в широкомасштабное наступление на политических активистов. Сотни человек попали под административный арест и вынуждены были заплатить огромные штрафы, тысячи подверглись произвольным задержаниям на митингах протеста в марте, июне и октябре.

«Мирные демонстранты стали основной мишенью в массовом крестовом походе властей против свободы слова и мирных собраний. Не проходило и дня, чтобы не поступали новости о новых задержаниях, обысках и случаях запугивания сторонников Навального и Ходорковского. В Чечне, где свобода самовыражения давно стала мифом, целью невероятных по жестокости репрессий стали правозащитники, а незадолго до них – все, кого власти считают гомосексуалами», – заявил Денис Кривошеев.

Одновременно в оккупированном Крыму усилились репрессии со стороны российских властей в отношении крымско-татарских активистов. Их лидеры, Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров, сначала были приговорены к длительным срокам заключения, а затем насильственно выдворены за пределы Крыма.

Мы наблюдали дальнейший регресс в вопросах соблюдения прав человека в Украине. Критики правительства, журналисты, некоммерческие организации стали объектами всё возрастающего давления со стороны властей и ульраправых групп, которые под предлогом защиты от российской агрессии вступили на путь ущемления свободы слова и свободы ассоциаций. Очередной журналист, Василий Муравицкий, стал узником совести, оказавшись за решёткой за свои критические статьи и непатриотическую – с точки зрения властей – гражданскую позицию. Возобновилось уголовное преследование в отношении другого бывшего узника совести, уже оправданного в 2016 году Руслана Коцабы. При этом самые громкие преступления прошлых лет – расстрел и массовые избиения активистов Евромайдана, убийства журналистов Павла Шеремета и Олеся Бузины – в 2017 году остались нераскрытыми. Ни один сотрудник СБУ не понёс ответственность за создание и использование тайных тюрем.

«Этот год в Украине запомнится дальнейшим ухудшением ситуации с правами человека. Новые власти Украины демонстрируют короткую память и всё активнее перенимают репрессивные методы своих соседей, забыв про лозунги и обещания Евромайдана», – заявил Денис Кривошеев.

Наступления на права женщин, ЛГБТ и религиозных меньшинств

В бывшем СССР под предлогом защиты «традиционных ценностей» в 2017 году расцвела дискриминация и репрессии. В Таджикистане была развязана кампания против ЛГБТ, обвинённых в «безнравственном поведении», и одновременно началось наступление на права верующих – женщинам-мусульманкам было запрещено ношение хиджабов в общественных местах. В России и Казахстане ширятся преследования религиозных меньшинств, в основном с использованием «антиэкстремистского» законодательства.

По всему региону бывшего СССР в 2017 году наблюдался откат с точки зрения прав меньшинств и женщин. В России, не встретив практически никакой критики в обществе, был молниеносно принят и вступил в силу закон о декриминализации некоторых форм семейного насилия. В Кыргызстане так и не была ратифицирована Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью, хотя ранее правительство посылало сигналы о готовности это сделать. Лишь Молдова присоединилась к механизмам Стамбульской конвенции по борьбе с насилием в отношении женщин, но первые лица страны не отказались от гомофобных и иных дискриминационных взглядов.

Среди немногочисленных примеров того, как правительство пошло навстречу многолетним требованиям правозащитников, – освобождение сразу нескольких активистов и правозащитников в Узбекистане, которые провели долгие годы в заключении по итогам политически мотивированных судов. Также в стране было положено начало реформированию системы уголовного правосудия, включая подписание президентом указа о прямом запрете применения пыток при проведении следственных действий.

«Наш последний доклад – это не только привычный каталог репрессивных мер и поломанных судеб, но и история отважных людей, противостоящих системе, не желающим считаться с нарушениями прав человека. Мы стали свидетелями и побед, и поражений, но мы стали сплочённее», – заявил Денис Кривошеев.

Документ

Годовой доклад Amnesty International 2017/18: Права человека в мире

Инфографика

#новости #публикации #Годовой доклад