Законодательное закрепление за зарубежными СМИ и русскоязычными СМИ, работающими из-за границы, статуса «иностранного агента» будет означать новый шаг по подавлению свободы слова в России, заявила во вторник Amnesty International.
Эта законодательная инициатива внесена поправкой к законопроекту, который позволит Генеральной прокуратуре произвольно блокировать доступ к веб-сайтам так называемых «нежелательных организаций». Все фракции Государственной Думы высказались в поддержку законопроекта и, как ожидается, проголосуют за него во втором и третьем чтении уже в среду.
«Сегодняшняя законодательная инициатива наносит серьёзный удар по СМИ в России, которые и так давно находятся в отчаянной ситуации. В последние годы Кремль ведёт поступательную политику удушения критически настроенных средств массовой информации внутри России, теперь пришло время глушения голосов из-за рубежа», – заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Независимые СМИ и репортёры сталкиваются с преследованиями в России почти ежедневно, многие ведущие журналисты были по существу вытеснены из профессии. Новые инициативы выводят давление на прессу на совершенно новый уровень», – добавил он.
«С момента вступления в силу закона об «иностранных агентах» более сотни авторитетных российских НКО были внесены в «чёрный список», пятая часть из них закрылась, многие вынуждены были ограничить свою работу. Эту же судьбу российские власти готовят для тех СМИ, которые защищали свою редакционную независимость, работая из-за рубежа», – пояснил Кривошеев.
Первые ограничения для иностранных СМИ были введены в 2014 году, когда российский парламент принял закон, запрещающий иностранным инвесторам иметь более 20% акций российских СМИ. Это привело к уходу многих иностранных игроков с российского медиарынка, но не затронуло деятельность крупных международных СМИ, публикующихся и на русском ящыке, таких как BBC, Deutsche Welle или Radio Free Europe / Radio Liberty.
Новое законодательство распространяется на все иностранные СМИ, работающие в России, а также русскоязычне медиа, работающие из-за границы. Эти средства массовой информации должны будут раскрыть полную информацию о своём финансировании, а публикуемые ими материалы должны будут иметь маркировку «иностранного средства массовой информации».