На Всемирном экономическом форме в Давосе выступил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, который заявил о новых амбициозных планах «кардинальной трансформации» страны.
«Мир не привык к резким и смелым переменам в Саудовской Аравии», – заявил он собравшимся лидерам мировых держав.
Одной из последних акций в рамках недавней пиар-кампании Саудовской Аравии стало обещание наследного принца Мохаммеда бин Салмана провести реформу и отменить пресловутый запрет на вождение автомобиля женщинами. Однако до сих пор перемены носили лишь поверхностный характер, при этом грубые нарушения прав человека в стране и за её пределами остаются главным препятствием на пути реальных реформ в Саудовской Аравии.
Несмотря на громкие заголовки о женщинах за рулём и вновь открытых кинотеатрах, подобные перемены имеют лишь косвенное отношение к реальным реформам, в которых нуждается страна. Нарушения прав человека в Саудовской Аравии отнюдь не единичны, а, напротив, носят систематический характер. Саудовской Аравии требуются кардинальные организационные изменения, если страна действительно стремится к переменам.
Ниже перечислены некоторые ключевые меры, которые следует реализовать Саудовской Аравии, если страна на самом деле стремится осуществить свои амбициозные планы.
Следует прекратить преследование активистов, журналистов, учёных и несогласных.
Наступление в Саудовской Аравии на активистов, журналистов, учёных и прочих несогласных усугубилось в последние несколько месяцев с момента объявления Мохаммеда бин Салмана наследным принцем.
Несколько дней назад суд Саудовской Аравии по делам о терроризме приговорил Мохаммада аль-Отаиби и Абдуллу аль-Аттави к 14 и 7 годам лишения свободы, соответственно. Они стали первыми правозащитниками, которых признали виновными с момента объявления Мохаммеда бин Салмана наследным принцем. В первую очередь их обоих признали виновными из-за создания правозащитной организации, кроме того им вменили в вину ряд других правонарушений, как то «распространение хаоса и подстрекательство общественности», «публикация заявлений, причиняющих ущерб репутации Королевства, его судебным ведомствам и органам безопасности», «участие в создании организации и объявление об этом до официального разрешения».
Несмотря ни на что власти продолжают преследовать правозащитников в судебном порядке по обвинениям, связанным с мирной профессиональной деятельностью, причём в судах по делам о терроризме.
Ни одно из подобных обвинений нельзя считать преступлением, а правозащитников нельзя считать «террористами». Суровые приговоры ясно свидетельствуют о том, что обещанная «трансформация» не предусматривает соблюдение свободы выражения мнений.
Следует покончить с непрекращающейся дискриминацией в отношении женщин.
В Саудовской Аравии женщины и девочки по-прежнему подвергаются постоянной дискриминации. В юридическом плане они полностью зависят от мужчин в части оформления брака, развода, опеки над детьми, наследства. В рамках действующей системы опеки женщина не вправе принимать собственные решения, за неё всё решают родственники мужского пола.
При таких условиях Саудовская Аравия не может серьёзно заявлять о реформаторских намерениях, пока не решит проблему столь вопиющего неравенства.
Следует положить конец преследованию шиитского меньшинства.
В Саудовской Аравии свобода вероисповедания остаётся несбыточной мечтой. Наиболее очевидно этот факт прослеживается в связи с преследованием шиитского меньшинства. Долгие годы шииты подвергаются социально-экономической дискриминации.
Активисты из шиитских общин подвергаются преследованиям. За участие в антиправительственных выступлениях и открытое несогласие их задерживают и зачастую приговаривают к смертной казни по итогам крайне несправедливых судебных процессов. В прошлом году за правонарушения, связанные с участием в антиправительственных выступлениях, казнили четырёх шиитов. В 2016 году по итогам вопиюще несправедливого массового судебного процесса 14 шиитов признали виновными в правонарушениях в связи с участием в акциях протеста и приговорили их к исключительной мере наказания.
Следует отказаться от смертной казни. Следует положить конец пыткам.
Саудовская Аравия входит в число главных палачей мира. В стране регулярно выносят смертные приговоры и казнят людей по итогам вопиюще несправедливых судебных процессов.
В июле 2016 года в Саудовской Аравии к смертной казни приговорили 21-летнего Абдулкарима аль-Хаваджа по обвинению в целом ряде преступлений, связанных с участием в антиправительственных выступлениях в возрасте 16 лет. Несмотря на утверждения аль-Хаваджа о «признании» под пытками, судья не распорядился провести расследование по факту пыток и, очевидно, вынес обвинительный приговор на основании «признательных показаний», полученных под пыткой. В июле 2017 году вынесенный аль-Хваджу смертный приговор оставили в силе. Теперь приговор могут в любой момент привести в исполнение.
Международное право запрещает принимать в суде доказательства, полученные под пытками, а равно казнить осуждённых за преступления, совершённые в несовершеннолетнем возрасте. К сожалению, такие случаи, как несправедливость в отношении Абдулкарима аль-Хаваджа, носят повсеместный характер.
Не раз было доказано, что смертная казнь никак не сдерживает рост преступности. Однако в Саудовской Аравии продолжают выносить смертные приговоры за ненасильственные преступления, в том числе по итогам вопиюще несправедливых судебных процессов. Кроме того, подобные случаи свидетельствуют, что власти Саудовской Аравии продолжают применять смертную казнь в качестве средства политической борьбы с шиитским меньшинством, для подавления любого несогласия.
Следует задуматься, какой пример Саудовская Аравия подаёт региону в целом? Не следует забывать о Йемене.
Саудовская Аравия недавно развернула широкую кампанию в связи с предоставлением дотатаций Йемену. Однако одновременно с раздачей денежной помощи она бомбит больницы, школы и мирное население. Военная коалиция во главе с Саудовской Аравией причастна к нарушениям в Йемене положений международного гуманитарного права, в том числе к военным преступлениям.
Amnesty International документально зафиксировала в Йемене многочисленные неизбирательные нападения и другие грубые нарушения, ответственность за которые лежит на возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, в результате которых погибли и получили ранения многие мирные граждане, в том числе дети. Несмотря на это такие страны, как США, Великобритания и Франция, продолжают заключать с Саудовской Аравией и другими участниками коалиции крайне выгодные сделки по торговле оружием.
Кроме того, ограничения, налагаемые на гуманитарную помощь и импорт предметов первой необходимости, мешают или задерживают поставки в Йемен пищи, медикаментов и прочих жизненно важных товаров, ставя под угрозу жизни миллионов йеменцев. И никакие публичные разглагольствования на тему гуманитарной помощи Йемену со стороны Саудовской Аравии не умаляют катастрофические последствия таких ограничений.
Ждёте перемен? Обратите внимание на гражданское общество в Саудовской Аравии.
По словам политических лидеров Саудовской Аравии, перемены – их главная цель. Однако в это же самое время люди, которые могут ускорить наступление перемен, либо живут в изгнании, либо находятся за решёткой, либо в страхе прячутся.
Правозащитники, учёные, журналисты и сознательные граждане – не враги. Напротив, они – движущая сила реформ. Протесты, статьи и акции в защиту социально-политических реформ – всё это только способствовало бы переменам в Саудовской Аравии.
Министр иностранных дел аль-Джубейр сказал в Давосе: «Саудовскую Аравию критикуют за медлительность, теперь мы ускорились». Главное, чтобы перемены коснулись всех – женщин, меньшинств, несогласных. Саудовской Аравии следует принять к сведению критику в адрес ситуации с правами человека и доказать готовность на радикальные меры ради перемен.
Текст: Карим Чехаеб, Исследователь по странам Персидского залива