Австралия продолжала проводить жёсткую политику ограничений прав людей, ищущих убежища, в лагерях для размещения беженцев, созданных в Папуа-Новой Гвинее и на Науру. Там просители убежища содержатся в условиях, которые больше напоминают места отбывания наказания, чем места, где они могли бы получить защиту. Система правосудия по-прежнему буксует, когда имеет дело с представителями коренных народов – они получают более длительные сроки тюремного заключения, чем белые австралийцы, поступали сообщения о случаях жестокого обращения и смерти под стражей. Парламент принял историческое законодательство о легализации однополых браков по итогам народного консультативного голосования.
Под предлогом укрепления «национальной безопасности» правительство продолжило вводить новые законы, ограничивающие права человека. Лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо скончался в заключении. Множество активистов были задержаны и привлечены к уголовной ответственности по расплывчатым обвинениям в «подрыве государственной власти». Также в Китае были усилены меры контроля в интернете, сохранился государственный контроль за отправлением практически всех религиозных культов. Свобода выражения мнений в пользующемся автономией и сохраняющем политический плюрализм Гонконге подверглась нападкам после привлечения к уголовной ответственности сразу нескольких продемократических активистов.
Через год после заключения исторического мирного соглашения между властями и Революционными вооружёнными силами Колумбии (FARC) вооруженный конфликт по-прежнему затрагивал жизни тысяч людей. Основными жертвами этого насилия всё так же остаётся гражданское население, особенно коренные народы, выходцы из Африки, фермеры и гражданские активисты.
В минувшем году мексиканские активисты и журналисты подвергались угрозам и нападениям, некоторые были убиты. Значительно чаще они стали сталкиваться с хакерскими атаками и другими киберпреступлениями. Мексиканские власти получили рекордное число ходатайств о предоставлении убежища, в основном от граждан Сальвадора, Гондураса, Гватемалы и Венесуэлы, но так и не смогли ответить на их нужды. Новые исследования показали, что две трети мексиканок хоть в раз в своей жизни подвергались насилию по признаку пола.
Лозунг «никогда больше», который стал использоваться во всём мире, пережившем ужасы Второй мировой войны, никогда не звучал так беспомощно, как в минувшем году в Мьянме. Мир бессильно наблюдал за тем, как сотни тысяч мусульман-рохинджа вынуждены были бежать от преступлений против человечества, которые власти совершали в штате Ракхайн. Этот кризис лишь вершина той системы апартеида, в которой рохинджа вынуждены жить на протяжении последних десятилетий. Свобода выражения мнения в Мьянме по-прежнему связана с серьезными ограничениями, причем правозащитники подвергаются запугиванию.
Польское правительство расширило свой контроль над судебной системой, средствами массовой информации и некоммерческими организациями. Протестующие против этих перемен не раз подверглись разгону, а женщины столкнулись с системными барьерами в доступе к безопасным и законным абортам. На эти угрозы правам человека польское общество ответило массовыми протестами, тысячи людей вышли на улицы, заставив правительство частично отступить.
В минувшем году Россия столкнулась с новой волной мирных протестов, тысячи участников которых подверглись произвольным задержаниям и незаконным арестам. Десятки активистов стали жертвами избиений и запугиваний. В Крыму те, кто выступают против незаконной аннексии полуострова, наказываются тюрьмой или – как в случае с Ахтемом Чийгозом и Ильми Умеровым – противозаконной высылкой из страны. Законы, ограничивающие политическую конкуренцию, остаются жестокими, продолжает действовать и «закон о запрете гей-пропаганды», служащий для преследования ЛГБТ-граждан. В Чечне была развязана кампания преследований геев, жертвами которой стали десятки человек.
Хотя обещания на самом верху провести реформы и привлекли всеобщее внимание, власти в 2017 году по-прежнему строго ограничивали свободу выражения, ассоциации и собраний. Женщины по-прежнему сталкиваются с систематической дискриминацией в законодательстве и на практике. Правозащитники задерживались и приговаривались к тюремному заключению по итогам несправедливых судебных разбирательств. В отношении шиитских активистов применялась смертная казнь, их пытали и подвергали другим видам жестокого обращения.
Катастрофическая война, которая вызвала тектонические подвижки в глобальном масштабе, продолжается. И хотя «Исламское государство» вынуждено отступать, нарушения прав человека в Сирии остаются системными. Силы сирийского правительства и его союзников, а также коалиционные войска под руководством США ведут боевые действия без оглядки на жертвы среди гражданского населения.
Последствия политики президента Дональда Трампа продолжают сказываться на всё большем числе людей: пресловутый запрет на въезд граждан преимущественно мусульманских стран и другие антимиграционные меры администрации стали всё больше угрожать безопасности мигрантов, беженцев и просителей убежища. Администрация Трампа не таясь пренебрегала защитой прав женщин, публично поддерживала пытки, пыталась лишить доступа к здравоохранению миллионы людей, подорвала веру в средства массовой информации и дискриминировала трансгендерных лиц.
Действующее уже который год на территории Турции чрезвычайное положение создает предпосылки для массового нарушения прав человека. Инакомыслие в стране безжалостно подавлено, журналисты, политические активисты и правозащитники, включая сотрудников Amnesty International брошены в тюрьмы. Турция продолжила принимать беженцев из соседних Сирии и Ирака, число разместившихся на территории страны достигло уже трёх миллионов человек, в отношении многих из них сохранялся риск насильственного возвращения на родину.
Масштабная кампания по борьбе с наркотиками спровоцировала волну незаконных убийств со стороны полиции, в подавляющем большинстве затрагивающих представителей самых бедных общин. Хотя попытки вернуть смертную казнь за распространение наркотиков провалились, выступавшие против огульной кампании правительства, столкнулись с преследованием и запугиванием со стороны силовиков.
Чрезвычайное положение, введённое после терактов в ноябре 2015 года, было отменено. Но ему на смену пришёл не менее жёсткий новый закон, расширивший полномочия правительства по введению контртеррористических мер, которые серьёзно ограничили основные права и свободы человека. Власти продолжили использовать в отношении мигрантов и беженцев карательные меры, высылая прибывавших на французскую территорию из Италии. Французское правительство продолжило продавать оружие странам, которые могут использовать его для нарушения прав человека.
Годовой доклад Amnesty International 2017/18: Права человека в мире