В течение многих лет чеченский лидер Рамзан Кадыров и другие должностные лица республики очерняют правозащитников, называя их «марионетками Запада» и «врагами России», стремящихся дестабилизировать Чечню. На протяжении всего этого времени активисты правозащитного движения подвергаются нападениям и преследованиям со стороны местных сотрудников спецслужб или действующих под прикрытием властей головорезов. За убийства, нападения, поджоги никто не понёс ответственность, в республике царит полная безнаказанность.
Выдающаяся правозащитница Наталья Эстемирова стала одной из первых жертв этой необъявленной войны. Она была похищена и убита 15 июля 2009 года. Нет сомнения, что она поплатилась за свою храбрость – на протяжении нескольких лет она собирала доказательства того, что федеральные власти и подконтрольные Кадырову чеченские силовики причастны к пыткам, внесудебным казням и насильственным исчезновениям. Из-за своей работы она постоянно сталкивалась с угрозами и запугиванием со стороны чеченских властей.
Она была похищена рядом со своим домом в Грозном, вывезена на границу Чечни с Ингушетией и там убита. Её тело было обнаружено в тот же у дороги, уже на ингушской территории. После её убийства Правозащитный центр «Мемориал», где она работала, вынужден был эвакуировать персонал и приостановить работу в Чечне.
Реальность для правозащитников в Чечне не сильно изменилась с момента смерти Натальи.
В январе 2019 года руководитель «Мемориала» в Чечне Оюб Титиев был произвольно задержан полицией после того, как у него в машине якобы были найдены наркотики. На следующий день он был арестован по обвинению в незаконном хранении наркотических веществ. Максимальное наказание, которое ему грозит в соответствии со ст. 228 Уголовного кодекса, – до десяти лет лишения свободы.
Вскоре после его ареста его семья, опасаясь преследований и запугивания со стороны властей, была вынуждена покинуть Чечню. На самого Титиева под стражей оказывалось давление с тем, чтобы он оговорил себя. И сейчасон продолжает подвергаться риску применения пыток и других видов жестокого обращения.
«Тот факт, что чеченские власти в деле Титиева откровенно выдумали обвинения в хранении наркотиков, не вызывает удивления. Они ведут целенаправленную борьбу с теми, кто достаточно отважен, чтобы открыто говорить о нарушениях прав человека в республике», – говорит генеральный секретарь Норвежского комитета по правам человека Бьорн Энгесланд.
Свидетельства против Оюба Титиева, похоже, полностью сфабрикованы. Amnesty International признаёт его узником совести и требует его незамедлительного и безоговорочного освобождения.
«Арест Титиева – это ясный сигнал властей Чечни о том, что они намерены выдавить «Мемориал» из республики. Если это произойдёт, это станет ударом по всем тем, кто ищет защиты от нарушений своих прав. Титиев не должен находится в заключении, где его жизнь и здоровье находятся под угрозой», – говорит Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch в Европе и Центральной Азии
Ну а пока Титиев сидит в тюрьме, другие сотрудники «Мемориала» и его собственный адвокат сталкиваются с новыми проблемами. Адвокат Оюба Титиева Петр Заикин, например, сообщал, что находился под плотным наблюдением со стороны неизвестных, пока был в Чечне. Уже 17 января офис «Мемориала» в Назрани, в соседней Ингушетии, был подожжён неизвестными в масках. Два дня спустя полиция провела обыск в офисе «Мемориала» в Грозном, который начался ещё в отсутствие сотрудников. В качестве «вещественных доказательств» силовики изъяли в том числе якобы найденную на месте пепельницу и окурки. Не исключено, что эти «улики» были подброшены для того, чтобы впоследствии их использовали в деле Титиева.
Ещё три дня спустя, 22 января, в Махачкале, в соседнем Дагестане, был сожжён автомобиль «Мемориала», на котором передвигался по Чечне адвокат Титиева. Тогда же сотрудники офиса «Мемориала» в Дагестане получили несколько СМС с угрозами смерти.
«Мемориал» более 25 лет фиксировал нарушения прав человека в Чечне, в первую очередь совершённых вооруженными силами в ходе двух чеченских войн, а затем тех, чтобы были совершены лояльными Кремлю чеченскими властями. Организация предавала гласности факты коллективных наказаний, насильственных исчезновений, пыток и других видов жестокого обращения, внесудебных казней и поджогов домов тех, кого по тем или иным причинам взяли на мушку местные службы безопасности.
«Мемориал» последовательно называл современную Чечню «тоталитарным анклавом» внутри Российской Федерации, отмечая, что власти под руководством Рамзана Кадырова вмешивается практически во все аспекты общественной жизни, включая политику, религию, преподавание и даже семейные отношения.
Поддержите «Мемориал» вместе с нами.