• Число зафиксированных в мире казней и смертных приговоров снизилось после рекордно высоких показателей последних лет
• Иран и Малайзия приняли поправки в законодательство для сокращения применения смертной казни за преступления, связанные с наркотиками
• Многие страны по-прежнему нарушают нормы международного права
Число приведённых в исполнение смертных приговоров снижается второй год подряд, приходят к выводу эксперты Amnesty International, публикующие в четверг ежегодный доклад «Смертные приговоры и казни».
В 2017 году Amnesty International зафиксировала как минимум 993 казни в 23 странах, что на 4% меньше, чем в 2016 (1 032 казней) и на 39% меньше, чем в 2015 (когда организация сообщила о проведении 1634 казней, рекордного количества с 1989 года).
Что даёт больше поводов для оптимизма, так это сокращение до 2 591 вынесенных в 2017 году смертных приговоров, что значительно меньше рекордных 3117 приговоров, зафиксированных в 2016 году.
Однако эти цифры не включают в себя тысячи смертных приговоров и казней, которые, как считает Amnesty International, были вынесены и приведены в исполнение в Китае, где данные о смертной казни по-прежнему являются государственной тайной.
Регион Африки южнее Сахары продемонстрировал в минувшем году значительный прогресс. Гвинея стала 20-ой страной региона, отменившей смертную казнь за все преступления, а Кения отменила обязательную смертную казнь за убийство. В Буркина-Фасо и Чаде также были приняты новые законы и рассматривались законопроекты, предусматривающие отмену этого наказания. Amnesty также зафиксировала резкое сокращение числа стран в Африке южнее Сахары, где проводятся казни, с пяти в 2016 году до двух в 2017 году. Насколько нам известно, в прошлом году казни проводились только в Южном Судане и Сомали.
Кроме Гвинеи в минувшем году смертную казнь за все преступления отменила Монголия. Таким образом общее число стран, законодательно отменивших смертную казнь, достигло в 2017 году 106. Всего же, после отмены смертной казни за общеуголовные преступления (убийства) в Гватемале, число стран, на практике отказавшихся от смертной казни, достигло 142.
Несмотря на возобновление приведения в исполнение смертных приговоров в ряде стран, общее число стран, где состоялись казни осталось на том же уровне, что и в 2016 году – 23 стран.
Важные меры к сокращению применения смертной казни были также предприняты в странах, выступающих за сохранение этого наказания. В Иране зафиксировано сокращение числа казней на 11%, а казней за преступления, связанные с наркотиками, – на 40%. Кроме того, в стране был повышен порог минимального объёма незаконных наркотических средств, за распространение которого может назначаться смертная казнь. В Малайзии суды получили право по своему усмотрению назначать наказания по делам, связанным с наркотиками. В будущем эти изменения, как считает Amnesty, могут привести к сокращению числа смертных приговоров в обеих странах.
«По-прежнему вызывает тревогу тот факт, что некоторые страны продолжают применять смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками. Однако, предпринятые Ираном и Малайзией шаги по внесению изменений в их антинаркотические законодательства, имеют огромное значение и демонстрируют, что даже в тех немногих странах, где продолжают казнить людей, смертная казнь понемногу сдает свои позиции», - заявил генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти.
Белорусские власти не продемонстрировали никакого намерения отказаться от применения смертной казни или смягчить использующуюся в стране практику тайного приведение смертных приговоров в исполнение. В минувшем году в стране были казнены два человека (в 2016-м – четыре) и были вынесены четыре смертных приговора.
В апреле 2017 года в своём докладе Специальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси подчеркнул, что отсутствие в Беларуси справедливого судебного разбирательства и независимости судебной власти делает вынесение смертных приговоров в высшей степени спорным. Он также отметил, что отказ государства предоставлять семьям казнённых каких-либо подробностей об обстоятельствах казни и месте захоронения их родных «приравнивается к пыткам».
Беларусь остаётся последней страной в Европе и Центральной Азией, которая продолжает выносить и приводить в исполнение смертные приговоры.
В 2017 году по-прежнему наблюдались вызывающие тревогу тенденции в применении смертной казни. Так, в 15 странах выносились или приводились в исполнение смертные приговоры по делам, связанным с наркотиками, что являлось нарушением норм международного права. В 2017 году в странах Ближнего Востока и Северной Африки было зафиксировано наибольшее количество казней за преступления, связанные с наркотиками, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе большинство стран продолжили применять смертную казнь за этот вид преступлений (10 из 16).
Amnesty International зафиксировала казни за преступления, связанные с наркотиками, в четырех странах – Китае (где эти данные являются государственной тайной), Иране, Саудовской Аравии и Сингапуре. Из-за секретности, в которой приводятся в исполнение смертные приговоры в Малайзии и Вьетнаме, было невозможно определить, проводились ли там казни за преступления, связанные с наркотиками. В 2017 году в Сингапуре было повешено восемь человек – в два раза больше, чем в 2016 году, и все за преступления, связанные с наркотиками. В Саудовской Аравии наблюдалась похожая тенденция, где число обезглавливаний за преступления, связанные с наркотиками, выросло с 16% от всех казней в 2016 году до 40% в 2017.
«Несмотря на успехи в отмене этого отвратительного наказания, всё ещё существуют политики, которые считают смертную казнь способом добиться быстрого результата вместо того, чтобы бороться с устранениями причин незаконного распространения наркотиков гуманными, эффективными и научно обоснованными методами. По-настоящему сильные лидеры вершат правосудие, а не казнят людей», – отметил Салил Шетти.
«Жёсткие меры в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые широко используются на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не в состоянии решить эту проблему», – уверен он.
Правительства в 2017 году также нарушали и другие запреты, закрёпленные в международном праве. Как минимум пять человек в Иране были казнены за преступления, совершённые ими в возрасте до 18 лет, и как минимум еще 80 таких заключённых ожидают исполнения своих смертных приговоров. Людей с психическими или умственными расстройствами казнили или они ожидали исполнения своих смертных приговоров в Японии, на Мальдивах, в Пакистане, Сингапуре и США. Amnesty International зафиксировала несколько случаев, кода людям грозила смертная казнь после того, как они «признались» в совершении преступлений после пыток или других видов жестокого обращения, в Бахрейне, Китае, Иране, Ираке и Саудовской Аравии. В Иране и Ираке некоторые из этих «признаний» транслировались в прямом эфире по телевидению.
Несмотря на то, что общее число стран, где проводятся казни, осталось таким же, Бахрейн, Иордания, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты возобновили проведение казней после перерыва. В Египте по сравнению с 2016 годом количество зафиксированных смертных приговоров увеличилось почти на 70%.
Как минимум 21 919 человек во всём мире ждут исполнения своих смертных приговоров, и мы будем продолжать бороться за назначение им более гуманного наказания. Хотя в минувшем году и был принят ряд позитивных мер, эффект от них станет полностью очевиден только в ближайшие месяцы и годы. А пока некоторые страны сделали шаг назад в деле отмены смертной казни, наша кампания за уничтожение этого вида наказания остёется как никогда актуальной.
«За последние 40 лет мы наблюдали огромный положительный сдвиг в глобальном отношении к смертной казни, но ещё многое необходимо сделать, чтобы покончить с этой чудовищной практикой убийства человека государством», – заявил Салил Шетти.
«Смертная казнь – это проявление культуры насилия, а не способ борьбы с ней. Мы уверены, что, заручившись поддержкой людей во всём мире, можем выступить против этого жестокого наказания и навсегда покончить со смертной казнью», – добавил он.
Amnesty International выступает против смертной казни во всех случаях без исключения, независимо от сути и обстоятельств преступления, виновности, невиновности и личности осуждённого, а также способа казни.
Доклад «Смертные приговоры и казни», русск. яз.