В минувшем году в ходе ежегодного «Марафона писем» активисты и сторонники Amnesty International отправили рекордные 5,5 миллионов писем и сообщений в поддержку правозащитников. Теперь пришло время подводить итоги. Мы собрали десять примеров того, почему наши слова имеют силу.
© Amnesty International
В апреле вышел на свободу Махадин, блогер из Чада, который провёл более 18 месяцев в тюрьме по сфабрикованным обвинениям. Ему грозило пожизненное заключение за пост в Facebook, в котором он раскритиковал правительство. Его сторонники отправили более 690 тысяч петиций и писем в его поддержку. На фотографии – одна из открыток солидарности, её читает его сын.
«Я хочу выразить свою признательность всем вам. Я глубоко ценю то, что вы сделали, я люблю вас, я уважаю вас, люди», – Махадин, чадский блогер
© Софи Матисек
Китайская активистка Ни Юлань подвергалась преследованиям на протяжении десятилейти за свою работу в защиту тех, кого насильно выселяют из своих домов. Благодаря сотням тысяч человек, написавших письма в её поддержку, её ситуация улучшилась. «Благодаря международному вниманию [к моей ситуации] нападения, оскорбления и нарушения моих прав со стороны полиции стали происходить намного реже», – рассказала она. «Спасибо всем, кто отправил письма в мою поддержку. Ваша активная поддержка не только помогла лично мне, но и содействовала развитию прав человека в Китае», – добавила Ни Юлань.
© Amnesty International, Тайвань
Ханан Бадр эль-Дин требовала от властей ответа, что случилось с её мужем, бесследно исчезнувшим в июле 2013 года после ареста. В своей борьбе за правду она объединилась с семьями других бесследно пропавших египтян. Но в мае 2017 года её работа была прервана, власти задержали Ханан по сфабрикованным обвинениям. В тюрьме здоровье активистки серьёзно ухудшилось, однако благодаря письмам более чем полумиллиона человек, поддержавших её, ей была предоставлена необходимая медицинская помощь. По словам её семьи, этого бы не произошло, если бы тысячи участников «Марафона писем» не проявили внимания к тому, в каком положении сейчас оказалась Ханан.
© Amnesty International, Тайвань
Работа Кловиса Разафималалы, занимающегося спасением драгоценных тропических лесов Мадагаскара, поставила его жизнь в серьёзную опасность, его арестовали по ложным обвинениям в уничтожении общественной собственности и отправили в тюрьму. Но благодаря вниманию, которое его дело получило после того, как Кловис стал адресатом «Марафона писем», его положение серьёзно улучшилось. Сегодня мадагаскарские НКО не боятся оказывать ему открытую поддержку и награждают его премией за проявленную активность по сохранению окружающей среды. «Я не знаю точно, сколько писем я получил, – тысячи писем», – сказал он. «Я получил даже письма от школьников из Канады, отовсюду, вплоть до Амстердама. Это невероятно трогательно, и в самом деле придаёт мне мужество. Кампания Amnesty International сыграла огромную роль в моей жизни, благодаря ей моя история стала известна всему миру. И теперь мне собираются присудить премию «Отважный малагасиец-2017». Я по-настоящему горжусь этим, это заставляет меня продолжать борьбу», – рассказал Кловис.
© Стивен Фрай
Отвага Джулхаза Маннана, который храбро отстаивал права ЛГБТИК в Бангладеш и был убит за это в собственной гостиной, тронула сердца людей по всему миру. Сотни тысяч человек потребовали установить и призвать к ответу виновных в этом убийстве, а также направили слова утешения и поддержки членам его семьи. «Я только что получил несколько пачек писем и открыток, и открыл некоторые из них – это просто потрясающе, – сказал его брат Минхаз. –Столько заботы, столько любви к Джулхазу, я просто не могу поверить своим глазам, спасибо вам всем за это».
© Amnesty International
Движение коренных народов MILPAH столкнулось в Гондурасе с угрозами и запугиванием за то, что его участники защищают свою землю от алчности корпораций, стремящихся извлечь из природных ресурсов максимальную прибыль. Получив глобальную поддержку, участники движения отметили, что ситуация с их безопасностью улучшилась. «Благодаря Amnesty International и другим международным организациям мы всё ещё живы, – сказали они нам. – Мы не могли прочитать все письма, они приходили из самых разных стран мира. Мы счастливы и гордимся тем, что у нас теперь есть друзья по всему свету – дети, юноши, взрослые. Мы благодарим вас за поддержку. Она даёт нам силы. Мы не чувствуем себя одинокими. Эта поддержка придаёт нам мужество, чтобы продолжать защищать права человека и окружающую среду».
© Tomi Asikainen /Amnesty International
Сакрис Купила – студент-медик, молодёжный активист и защитник прав трансгендеров в Финляндии. Когда он начал работать с нами, у него были серьёзные трудности. Его преследовали, он чувствовал себя в изоляции и постоянно сталкивался с проявлениями враждебности даже в стенах университета. Однако участие в «Марафоне писем» дало ему уверенность в своих силах и уважение, которых он достоин. «Я в меньшей степени чувствую себя каким-то инородным объектом, и в большей степени – личностью, которой выпало быть трансгендером, что-то в этом роде», – сказал он, добавив: «Просто невероятно, как много людей прислали свои письма и выразили свою заботу».
© Amnesty International
Более полумиллиона человек откликнулись на требования ямайки Шакелии Джексон призвать к ответу виновных в убийстве её брата Некайи. Вспоминая о том, как долго она пыталась добиться правосудия, и отмечая ту роль, которую сыграл в её борьбе «Марафон писем», Шакелия сказала: «Теперь это уже на просто общенациональное проявление солидарности – теперь о случившемся знает весь мир. Сама готовность людей писать письма премьер-министру и те результаты, которых благодаря этому удалось достичь – всё это дало мне возможность почувствовать, что я действительно смогу в итоге добиться правосудия. Я увидела, какие мощные ресурсы могут быть задействованы в этой деятельности, и я очень рада, что Amnesty International смогла поддержать меня в моей борьбе».
Палестинские правозащитники Исса Амро и Фарид аль-Атраш в течение многих лет протестовали против деятельности властей Израиля в Хевроне и на других оккупированных территориях на Западном берегу. В течение многих лет они подвергались преследованиям и неоднократным арестам за свою деятельность. Однако их участие в «Марафоне писем» привлекло внимание людей по всему миру к действиям израильских властей. Активисты теперь уверяют, что чувствуют себя в гораздо большей безопасности, чем раньше. «Мы и подумать не могли, какую мощную поддержку окажут нам по всему миру», – сказал Фарид, держа в руках лишь малую часть присланных им в знак солидарности писем. «Люди встали на нашу защиту, чтобы оказать давление на израильские власти и заставить их снять с нас все обвинения, а также прекратить преследование правозащитников на оккупированных Палестинских территориях. Мы благодарим Amnesty International и её сторонников за то, что они выступили на нашей стороне и в ходе «Марафона писем» привлекли внимание к нашей ситуации», – добавил он.
© Дженифер Неструд
Около 875 000 человек прислали письма с требованием освободить председателя турецкой секции Amnesty International Танера Кылыча, а также всех остальных членов «Стамбульской десятки». И хотя десятерых арестованных освободили из тюрьмы, их свобода всё ещё остаётся под угрозой, а Танер по-прежнему томится в застенке. Всем им угрожает опасность исключительно за деятельность по защите прав человека. Мы будем бороться до тех пор, пока Танер не выйдет на свободу, и пока все обвинения с правозащитников не будут полностью сняты. Гюнал Куршун, один из участников «Стамбульской десятки», сказал нам, что взял с собой самое первое из присланных ему в знак солидарности писем на судебные слушания, которые прошли в январе – на удачу: «Я помню, как сам писал подобные письма и открытки 15, 20 лет назад, в рамках различных кампаний Amnesty International в Колумбии, в Египте, в Мьянме… Прошло 20 лет, и вот теперь я сам получаю такие же письма… Спасибо всем, кто прислал их, для меня это очень ценно».