В России запрещают Telegram, отказавшийся передавать ФСБ ключи шифрования, а в США обсуждают утечку данных 87 миллионов пользователей Facebook, которой воспользовалась компания Cambridge Analytica. Для этого основателя Facebook Марка Цукерберга даже вызвали на слушания в американский Сенат.
Избежать сбора личных данных спецслужбами или самими сервисами полностью практически невозможно, а с учётом того, что слишком многие из нас буквально зависят от социальных сетей, лучшее, что можно придумать, это попытаться ограничить возможности компаний собирать информацию о вас. Вот три простых шага, что можно сделать.
Во-первых, важно понять, кто собирает ваши данные и почему. Google, Facebook и Twitter отслеживают вашу деятельность в интернете, и если вы пользуетесь услугами их сервисов, то у них есть ваш подробный индивидуальный профайл. Они используют его для адресной рекламы и индивидуализации услуг для того, чтобы вам и дальше хотелось пользоваться их сервисами.
Большая часть информации, которой вы приватно делитесь на этих платформах, доступна только вашим друзьям и самим компаниям, слабые и запутанные настройки безопасности по умолчанию могут привести к тому, что некоторые данные будут видны всем или третьим лицам. Вот здесь в игру вступают «брокеры данных» и компании, занимающиеся анализом массивов личных данных.
Cambridge Analytica всего лишь одна из множества компаний, чей бизнес – это сбор и продажа личных данных пользователей. Такие компании собирают и объединяют те данные, которые мы сами обнародуем, например, «лайки» в Фейсбуке, с огромными массивами информации, которые мы производим неосознанно, например, с нашими историями просмотров сайтов в интернете. Это позволяет им создавать все более детальные профайлы разных людей.
Отслеживание личных данных в интернете и составление профайлов пользователей сами по себе могут быть совершенно законными, но при этом могут нести в себе риски в области прав человека. Они могут угрожать праву пользователей на неприкосновенность конфиденциальной информации, а также свободе выражения мнений, поскольку люди, опасаясь слежки, могут менять свое поведение в интернете. Это также сопряжено с риском дискриминации, поскольку компании и правительства могут легко использовать результаты анализа данных для преследования людей по признаку их расы, религии, пола или других характеристик.
Теперь, когда вы знаете о рисках, вам надо решить, какой информацией о себе вы готовы делиться на тех платформах, которые вы используете. Пора проверить свои настройки безопасности в социальных сетях – вас может удивить, сколько информации о вас может быть собрано.
У многих платформ есть средства ограничения слежения за вами, они просто не включают их по умолчанию. Тут главное найти эти установки и выключить их везде, где это возможно.
Можно начать с «Настроек конфиденциальности» в Facebook (на любой странице в Facebook нажмите на символ «?» в правом верхнем углу и найдите «Настройки конфиденциальности»), которые покажут вам, кто может видеть ваши посты и профиль, а также покажет все сторонние приложения, у которых есть доступ к вашим личным данным.
Внимательно просмотрите список приложений и удалите все, которые вы не знаете. Скандал вокруг Cambridge Analytica стал следствием того, что сторонние приложения в Facebook смогли получить доступ к личным данным пользователей и использовать их.
После этого Facebook пришлось ограничить возможности этих приложений получать доступ к вашим данным, но в будущем, вполне вероятно, эти правила могут снова измениться на более мягкие.
Также теперь существует специальная страница, где вы можете проверить, получала ли Cambridge Analytica ваши данные.
У Google тоже есть «Проверка конфиденциальности»- https://myaccount.google.com/privacycheckup. Здесь вам дадут возможность стереть информацию, которая уже была собрана и запретить Google в дальнейшем хранить информацию об истории ваших запросов в поисковике, ваших перемещениях, запись вашего голоса и аудиозаписи.
У Twitter пока нет проверки конфиденциальности, но вы можете пойти на главную страницу настроек безопасности – https://twitter.com/settings/safety и там также проверить список приложений, у которых есть доступ к вашему аккаунту: https://twitter.com/settings/applications.
Очень важно контролировать объем данных о вас, которые хранят Facebook, Google и Twitter, но это не заставит их и другие компании прекратить следить за вами исподтишка. Так что следующий шаг – это переход на интернет-сервисы, в которые уже встроена защита конфиденциальности.
DuckDuckGo – это поисковик, который позволяет искать информацию в интернете анонимно. Вы можете не считать историю своих поисковых запросов личной информацией, но компании могут ее использовать для того, чтобы выяснить о вас множество разных вещей, от ваших проблем со здоровьем до ежедневных маршрутов.
DuckDuckGo не собирает и не хранит ваши личные данные. Когда вы нажимаете на ссылку в DuckDuckGo, то сайт, на который вы переходите, не знает какие вы слова набрали, чтобы на него попасть.
Privacy Badger – это приложение, разработанное Electronic Frontier Foundation (EFF), которое не даёт третьим лицам следить за вами, когда вы просматриваете интернет-страницы. Она не даёт Facebook и Google следить за вами, когда вы не находитесь на их сайтах, а также блокирует многих рекламодателей и программы, собирающие личные данные, которые тайно следят за вами в интернете.
Вы также можете захотеть поменять свой браузер. Стоит рассмотреть два варианта – Brave и Firefox. Brave по умолчанию отлично блокирует рекламу и отслеживающие программы, а в Firefox вам придется самим включить «Защиту от отслеживания в приватном просмотре.
Если вы хотите разобраться в технических деталях того, каким образом за вами следят и что вы можете с этим сделать, то в проекте Tactical Tech «Я и моя тень» вы найдете множество советов о том, как выяснить, кто и как собирает ваши данные в интернете и как с этим бороться.
И наконец, все эти советы относятся только к управлению данными в интернете – чтобы защитить своё право на конфиденциальность в интернете вам стоит последовать вот этим 6 базовым рекомендациям.