Дублин, Нью-Йорк, Киев, Лондон
14 июня 2018
Уважаемые господин Аваков и господин Луценко,
Мы пишем от имени организаций Amnesty International, Front Line Defenders, Human Rights Watch и Freedom House, чтобы призвать украинские власти принять безотлагательные меры с тем, чтобы строго осудить и эффективно решить проблему с нападениями и запугиванием со стороны радикальных групп, распространяющих ненависть и дискриминацию. В то время как украинские власти в отдельных случаях реагировали на такие нападения, в большинстве инцидентов за последние месяцы такой реакции не было, что создает атмосферу почти полной безнаказанности, которая не может не поощрять эти группы к дальнейшим нападениям. Неудивительно, что количество насильственных нападений и угроз со стороны таких групп растёт, а отсутствие соответствующей реакции со стороны органов власти является сигналом того, что такие действия санкционированы. Мы призываем вас принять эффективные меры для предотвращения действий, направленных на возбуждение ненависти и дискриминации, а также для их пресечения. Кроме того, мы призываем привлечь к ответственности виновных в совершении таких действий.
Прикрываясь маской патриотизма и тем, что они называют «традиционными ценностями», члены этих групп не скрывают ни своего презрения, ни своих намерений причинить вред активистам и активисткам за права женщин, представителям этнических меньшинств, ЛГБТ-людям и другим лицам, чьи взгляды отличаются от их собственных. Эти действия ограничивают мирную реализацию такими людьми своих прав человека и сокращают пространство для работы в гражданском обществе таких групп, которые, по их мнению, не имеют права на то, чтобы быть представленными или участвовать в общественной жизни.
Насилие со стороны групп, которые распространяют ненависть и дискриминацию
В течение нескольких последних месяцев наши четыре организации отметили значительный рост физических нападений, угроз и запугивания в отношении ЛГБТ-активистов и активисток, активистов и активисток за права женщин, других правозащитников и правозащитниц, а также журналистов и журналисток. В большинстве случаев лица, ответственные за совершение нападений, не преследовались в предусмотренном законом порядке и не понесли наказания за свои действия. Национальная полиция Украины, в частности, не реагировала последовательно на такие угрозы и нападения и не принимала пропорциональных ситуации мер. По крайней мере в двух описанных ниже случаях сотрудники Национальной полиции, которые присутствовали при нападении на активистов или при угрозах таких нападений, не отреагировали на эти ситуации и не выказали никакого намерения бороться с такими преступлениями.
С начала 2018 члены радикальных групп, таких как «С14», «Правый сектор» (запрещена на территории России), «Традиции и порядок», «Карпатская сечь» и других осуществили по крайней мере два десятка нападений, угроз или запугивания в Киеве, Виннице, Ужгороде, Львове, Черновцах, Ивано-Франковске и других украинских городах. Правоохранительные органы очень редко открывали производство по факту угроз и нападений, совершенных этими группами. В случаях, когда производства всё же открывались, в последующем не поступало никакой информации о том, что были проведены эффективные следственные мероприятия, а участники нападений были идентифицированы, хотя в некоторых случаях они публично брали на себя ответственность за эти нападения, в частности признавая это в социальных сетях.
В Международный женский день 8 марта члены радикальных групп атаковали участников «Женского марша» в Киеве, осуществив физическое нападение на них с применением перцового газа. Полицейские, присутствовавшие на месте происшествия, только наблюдали за нападениями и ничего не сделали для того, чтобы остановить или задержать нападавших. Полиция зарегистрировала заявление одной из участниц марша о совершении административного правонарушения, но, насколько нам известно, так и не начала разбирательства в отношении нападавших. Активистки за права женщин также подверглись жестоким нападениям во Львове и Ужгороде в ходе мирных протестов тот же день.
20 апреля около пяти членов С14, радикальной группы, распространяющей ненависть и дискриминацию, выполняя функции муниципального патруля Голосеевского района Киева, напали на поселение ромов. Видео, которое получило значительную огласку, показывает, как нападавшие в масках подожгли палатки ромов, а затем, будучи вооружены камнями и перцовыми баллончиками, устроили погоню за женщинами и маленькими детьми. По факту нападения было открыто два уголовных дела, но нам до сих пор не известно ни о каких результатах расследования.
10 мая около 30 членов других групп, которые прибегают к насилию и распространяют идеи ненависти, сорвали организованное Amnesty International мероприятие в Киеве, в ходе которого планировалось обсуждение нарушений прав человека в отношении ЛГБТ-людей в России и в Украине. Нападавшие заблокировали вход в помещение и стали выкрикивать угрозы в адрес организаторов и участников мероприятия. Сотрудники Печерского районного отделения полиции Киева, которые присутствовали на месте событий, отказались вмешиваться и допустили гомофобные высказывания в адрес сотрудников Amnesty International. Лишь после того, как организаторы связались с полицией по телефону неотложной помощи, на место прибыли сотрудники патрульной полиции города Киева, которые эвакуировали участников мероприятия. Само оно было отменено. Amnesty International подала заявление в полицию о неспособности сотрудников полиции защитить участников и участниц мероприятия и организаторов от запугивания и дискриминации. На момент написания письма мы не имеем никакой информации о том, было ли начато разбирательство по факту этого заявления.
19 мая около 50 членов других групп, включая тех, кого свидетели идентифицировали как участников нападений в Киеве 8 марта и 10 мая, сорвали «Фестиваль равенства» в Черновцах. Несмотря на ряд проведённых заранее встреч с местной полицией, в ходе которых организаторов заверили в том, что безопасность участников фестиваля будет гарантирована, полицейские не смогли эффективно обеспечить безопасность мероприятия и позволили участникам этих групп, которых легко можно было идентифицировать, пройти на территорию фестиваля, подвергнув опасности участников и участниц. Затем полиция вывела организаторов и участников мероприятия из помещения, ссылаясь на сообщения о якобы заложенной бомбе, что позволило ожидавшим снаружи атаковать их, в том числе забрасывая тяжёлыми предметами, включая молотки. На момент написания письма неизвестно, было ли открыто уголовное дело по этому случаю.
Мы чрезвычайно обеспокоены бездействием украинских властей в отношении нападений и запугиваний, описанных выше. Почти полная безнаказанность членов групп, распространяющих насилие, ненависть и дискриминацию, создаёт впечатление, что украинская власть терпимо относится к таким действиям.
«Охрана порядка» со стороны групп, распространяющих ненависть и дискриминацию
Мы также обеспокоены сообщениями СМИ, из которых следует, что ряд городских администраций наняли лиц из групп, распространяющих ненависть и дискриминацию, для осуществления «охраны порядка», например для патрулирования улиц и «охраны общественного порядка» в ходе мирных демонстраций или пикетов. Хотя привлечение общественности к помощи правоохранительным органам в области охраны порядка может соответствовать украинскому и международному законодательству в области прав человека, такие добровольцы не наделены большей властью, чем прочие граждане, и аналогично они не могут быть освобождены от ответственности в случае правонарушений. Они не имеют полномочий применять силу в любых случаях, а также не имеют права ограничивать свободу реализации прав, проводить задержания или осуществлять конфискацию собственности, в том числе флагов или плакатов, которые используются в ходе акций протеста.
Если добровольным охранникам правопорядка предоставляется какой-либо официальный статус, и они наделяются какими-либо особыми полномочиями, которыми обычно наделяются только специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов, например правом на применение силы или задержания лиц, эти добровольцы должны отвечать тем самым стандартам и механизмам регулирования, что и обычные сотрудники полиции. Таким образом, они должны пройти обучение в соответствии с законодательством и применимыми стандартами. Также они должны носить знаки различия и быть легко опознаваемыми, чтобы их можно было привлечь к ответственности в случае превышения полномочий.
Мы призываем Министерство внутренних дел, Национальную полицию Украины, Генеральную прокуратуру Украины и украинских политических лидеров выполнить свои обязательства по защите права на свободу мирных собраний и свободу выражения, а также право на безопасность всех людей в Украине. Лица, виновные в совершении нападений, должны быть привлечены к ответственности в результате независимого и беспристрастного расследования. Украинская полиция должна иметь чёткие инструкции по эффективному предотвращению использования насилия и запугивания со стороны групп, распространяющих ненависть и дискриминацию в отношении определенных этнических групп, ЛГБТ-людей, правозащитников и других групп и лиц. Кроме того, сотрудники полиции должны иметь чёткие инструкции по пресечению противоправных действий таких групп в случае осуществления нападений или по фактам запугивания.
Мы призываем вас как можно быстрее ответить на эти последние случаи насилия и запугивания однозначным публичным осуждением, а также безотлагательно провести тщательное, независимое, объективное расследование, чтобы привлечь виновных к ответственности. Это стало бы важным первым шагом для предотвращения повторения таких ситуаций в будущем.
Мы также призываем украинские правоохранительные органы принять эффективные меры, чтобы предотвратить неправомерное использование силы или запугивание членами групп, распространяющих ненависть и дискриминацию, и расследовать любые заявления об их действиях, чтобы привлечь к ответственности виновных в совершении противозаконных действий. Мы также призываем сотрудников правоохранителбных органов немедленно начать борьбу с дискриминацией и нетолерантностью в собственных рядах, используя соответствующие дисциплинарные средства в отношении полицейских, которые используют дискриминирующую или презрительную риторику в отношении людей, которых они должны защищать.
Украинские лидеры и правоохранительные органы должны разработать эффективный набор мер, который включает не только ответные меры на преступления, но и регулярный мониторинг и принятие мер для выявления и разрешения проблемных ситуаций, прежде чем они перерастут в более серьёзные нарушения прав человека.
Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
Эндрю Андерсон, исполнительный директор Front Line Defenders
Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии
Марк Беренд, директор программ Freedom House по Европе и Евразии