Несмотря на усиливающийся натиск на мирное протестное движение, жители Польши по-прежнему выходят на улицы и отважно протестуют против нарушения их прав, а также против угроз принципу верховенства закона в их стране, - заявила Amnesty International, публикуя свой новый доклад.
В докладе «Сила уличного протеста: Отстаивание права на мирный протест в Польше» приводятся документально зафиксированные свидетельства того, как в условиях действия репрессивного законодательства в сочетании с жёсткими действиями со стороны полиции, люди всё-таки решаются выходить на улицы и отстаивать своё право на мирный протест, несмотря на то, что слежка, гонения и судебные преследования угрожают задушить право на проведение мирных акций протеста.
«Отказ протестующих умолкнуть – свидетельство их стойкости. Польские власти угрожают участникам мирных протестов задержаниями и судебным преследованием, в некоторых случаях дело доходило даже до побоев и недопустимого обращения со стороны полиции. За многими из протестующих установлена слежка, а наказания за участие в мирных протестах постоянно ужесточаются», - заявила директор региональной программы Amnesty International по Европе Гаури ван Гулик.
«Жители Польши отважно восстают против политики демонизации; они по-прежнему выходят на улицы вопреки всё более жёсткому законодательству и усилению репрессивных полицейских мер, призванных заставить их умолкнуть».
Начиная с 2016 года десятки тысяч человек выходили на улицы польских городов, протестуя против репрессивного законодательства, направленного на ограничение прав женщин и подрыв независимости судебной системы. Протестующие постоянно сталкивались с демонстрацией силы и мерами ограничительного характера, нарушавшими их право на то, чтобы власти увидели и услышали их. Сотни протестующих были взяты под стражу полицией и столкнулись с длительными судебными разбирательствами.
В апреле 2017 года вступила в силу поправка к Закону о собраниях, в соответствии с которой оппозиционные митинги в центре Варшавы, где проводились проправительственные шествия, фактически оказывались под запретом. Действия силовых структур носили масштабный и чрезвычайно жёсткий характер. В период с апреля 2017 года и по март 2018 года губернатор Мазовецкого воеводства 36 раз запрещал проведение в Варшаве различных собраний. В 2017 году в суд центрального района Варшавы было передано 632 дела в отношении участников оппозиционных протестов за нарушение закона о собраниях. Это резко контрастирует с ситуацией 2016 года, когда подобных обвинений против протестующих не выдвигалось.
Власти зачастую создают режим наибольшего благоприятствования проправительственным и националистическим шествиям, явно отдавая им предпочтение перед всеми другими видами общественных собраний. Предпочтения властей ярко проявляются в том, как полиция обращается с участниками различных шествий; полицейские закрывают глаза на проявления нетерпимости и насилия со стороны членов крайне правых и националистических группировок в отношении участников оппозиционных протестов. И напротив, в отношении мирных демонстрантов, критикующих действия правительства, зачастую принимаются жёсткие меры полицейского характера; кроме того, они подвергаются судебному преследованию.
Amnesty International документально зафиксировала применение чрезмерной силы со стороны полиции в ходе протестов и демонстраций, причём ответственность за подобные злоупотребления была минимальной, либо отсутствовала вовсе.
Шестидесятилетняя женщина, принимавшая участие в акции «Чёрный протест» против практически полного запрета на проведение абортов, стала свидетелем того, как сотрудник полиции избивал какого-то человека, лежащего на мостовой. Прежде чем она успела вмешаться, её также ударили по голове, как утверждается, это сделали полицейские.
Она рассказала Amnesty International: «Я потеряла сознание, а когда очнулась, то поняла, что лежу в луже воды. Кто-то склонился надо мной, и я услышала, как люди вокруг кричат: «Оставьте её в покое!» После этого я снова лишилась сознания».
У неё была зафиксированы незначительные черепно-мозговые травмы, однако прокурор отклонил её жалобу на действия полиции, сославшись на отсутствие доказательств.
Параллельно с ужесточением законов, затрагивающих право на проведение мирных собраний, правительство значительно расширило полномочия силовых структур на проведение слежки. Поправка к Закону о полиции 2016 года существенно расширила сферу применения слежки, не предусматривая при этом надлежащих мер контроля; в частности, она даёт возможность проводить слежку вне контекста уголовного расследования. Имеются данные о том, что эти полномочия по проведению слежки были применены ненадлежащим образом в отношении людей, организовывавших мирные протесты и участвовавших в них.
Суды в значительной мере поддерживали права граждан на свободу мирных собраний и свободу выражения. Тем не менее эта ситуация может вскоре измениться после проведённых в 2017 году реформ судебной власти, которые в значительной мере подорвали её независимость, сделав возможными политическое влияние и контроль.
Среди тех, кто, по всей видимости, на себе ощутит последствия реформ, оказался 19-летний студент, задержанный после того, как он попросил полицейского назвать своё имя, звание и причину, по которой сотрудник полиции проверял удостоверения личности в ходе протестов в Варшаве в марте 2018 года. В настоящее время ему грозит предъявление спорных уголовных обвинений за его предполагаемое нападение на сотрудника полиции; он опасается, что ослабленная судебная система не сможет обеспечить справедливое разбирательство его дела. Он заявил Amnesty International: «Пока неясно, чем закончится моё дело, поскольку настали последние дни независимости судебной системы в Польше».
Судьи действительно сталкиваются в Польше с политическим давлением. Судьи, отказавшиеся подчиниться подобному влиянию после реформирования судебной системы, уже сообщали о преследованиях, в том числе о дисциплинарных разбирательствах.
Судья Доминик Чешкевич, защищавший права участников мирных протестов, подвергся вслед за этим дисциплинарному разбирательству. Он заявил Amnesty International: «Очень трудно работать в подобных условиях. Я не могу бороться сразу со всей системой. Я не знаю, когда, где и от кого последует удар».
«Участие в мирных протестах – одно из прав граждан, однако в Польше над этим правом нависла серьёзная угроза. Сила уличного протеста – серьёзная проверка для государственной власти. Польское правительство должно защитить права тех, кто решился выйти на улицы, чтобы отстаивать свои свободы», - подчеркнула Гаури ван Гулик.
«Польские власти должны прекратить ужесточать наказания за участие в протестах, снять несоразмерные ограничения свободы собраний и свободы выражения мнений, и гарантировать независимость судебной власти, чтобы обеспечить защиту всех прав человека».
Доклад «Сила уличного протеста: Отстаивание права на мирный протест в Польше»