В субботу 23 июня 2018 года казахстанские правоохранительные органы прибегли к массовым задержаниям, произвольно лишив многочисленных жителей Казастана свободы на несколько часов. Целью правоохранительных органов, предположительно, было недопущение проведения протестных митингов с требованием о повышении заработной платы учителям. Подобное произвольное «превентивное» задержание людей, планировавших принять участие в мирных демонстрациях, недопустимо. При этом согласно полученной Amnesty International информации, в массовом порядке задерживались также случайные прохожие. В итоге, десятки людей были задержаны и доставлены в отделения полиции по всему Казахстану.
В День полиции в Казахстане, 23 июня, наблюдатели и журналисты в ряде городов задокументировали, как представители правоохранительных органов и спецподразделений полиции, в черной форме и с тканевыми масками на лице, вооруженные резиновыми дубинками, хватали за руки людей и силой запихивали их в полицейские машины, а в Астане также в городские автобусы. В полицейских участках у задержанных снимали отпечатки пальцев, вводили в базу данных их личную информацию, а также допрашивали о том, что они делали в местах предполагаемого проведения несанкционированных митингтов. В Алматы, самом крупном городе страны, только в Медеуский РОВД было доставлено, как сообщается, 71 человек, а в Алмалинский – 30. О задержаниях также сообщалось и из других городов Казахстана, включая Атырау, Астану, Темиртау, Павлодар и Шымкент. В итоге нигде в Казахстане митинги так и не состоялись.
Информация о планируемых митингах казахстанцам стала известна со страниц Фейсбук и других социальных сетей от осужденного банкира и политического оппозиционера в изгнании Мухтара Аблязова, учредителя и лидера запрещенного в Казахстане политического движения Демократический выбор Казахстана. В марте 2018 года, по представлению Генеральной прокуратуры, Есильский районный суд г. Астаны признал движение экстремистским. С тех пор, в нарушение права на свободу выражения мнения, полиция многократно прибегала к задержанию граждан Казахстана либо вызову их в полицию для «вынесения предупреждений» в связи с выражением ими мнений относительно запрещенного движения Демократический выбор Казахстана.
В Казахстане действуют необоснованно жесткие законодательные ограничения в области свободы самовыражения и мирных собраний. Согласно принятому законодательству и существующей практике, любой публичный протест, включая митинги и одиночные пикеты, считается противозаконным, если он заранее не санкционирован местными властями.
За несколько дней до вышеупомянутых «несанкционированных» митингов многим гражданским и политическим активистам в Казахстане прокуратура вручила письменные разъяснения с требованием воздержаться от участия в этих протестных мероприятиях. Утром 23 июня трое журналистов и редактор газеты «Уральская неделя» в г. Уральск на северо-западе Казахстана, Нана Иксанова, Мария Мельникова, Людмила Калашникова и Лукпан Ахмедьяров, а также журналист Радио «Азаттык» в Уральске, Санат Урналиев, были доставлены в отделения полиции города на допросы. Против «Уральской недели» в тот же день было начато уголовное расследование за комментарий неизвестного лица под видеорепортажем газеты на канале YouTube в котором автор якобы призывал выйти на митинг 23 июня.
Власти Казахстана должны прекратить практику произвольного ограничения прав и свобод в стране, в том числе права на свободу и личную неприкосновенность, и не прибегать к произвольным задержаниям и чрезмерному ограничению прав на свободу самовыражния и мирных собраний. Amnesty International призывает к независимому расследованию действий правоохранительных органов 23 июня, связанных с массовыми задержаниями людей, а также призывает Казахстан в полной степени выполнять свои международные обязательства в области прав человека. В частности, организация призывает власти Казахстана отозвать или изменить законодательство, налагающее произвольные ограничения в отношении права на свободу мирных собраний и допускающее привлечение людей к уголовной ответственности за осуществление этого права, или требующее от организаторов получения предварительного разрешения на проведение мирных собраний, а также обеспечить, чтобы даже в тех условиях, когда существует обоснованная необходимость санкционирования проведения мирных собраний, право на спонтанные собрания, проводимые без предварительногой санкции, не было ограничено.