В связи с опубликованным постановлением Пленума Верховного суда России с разъяснением некоторых вопросов, возникающих у судов низшей инстанции при рассмотрении дел, касающиеся публичных мероприятий, Анастасия Ковалевская, исследователь Amnesty International по России, заявила:
«Это долгожданное постановление, будем надеяться, предоставит некоторую столь необходимую защиту мирным протестующим в России – в первую очередь это касается тех положений, которые направлены на сокращение количества арестов и административных задержаний. За последние полтора года мы зафиксировали множество случаев, когда людей лишали их основного права на проведение мирных собраний».
«Однако, это постановление ничего не будет значить, если не будет эффективно реализовано. И оно является лишь полумерой, поскольку для приведения российского закона о публичных мероприятиях в соответствие с международными нормами и стандартами в области прав человека необходимо провести масштабную и кропотливую работу».
«Мы вновь обращаемся с призывом к властям России снять все ограничительные меры с публичных мероприятий и прекратить рассматривать право на свободу собраний в качестве привилегии, которую они могут дать россиянам, а могут и отнять».
В среду, 27 июня, Пленум Верховного Суда впервые согласился представить рекомендации относительно рассмотрения административных дел, связанных со свободой собраний.
В постановлении есть несколько прогрессивных рекомендаций судам низшей инстанции, например, оно ограничивает возможность назначения административного задержания (которые сейчас широко используются в отношении мирных протестующих) лишь исключительными случаями.
В постановление также говорится, что предложения властей о переносе места или времени публичного мероприятия должны быть реалистичными, а предложенное место или время должны обеспечивать возможность достижения законной цели публичного мероприятия.
В нем также указано, что принуждение работников к участию в публичном мероприятии может быть сочтено уголовно наказуемым деянием.
Остальные пункты постановления по-прежнему остались ограничительными, как например, пункт о том, что мероприятия, проходящие на территории, находящейся в частной собственности, предполагают одобрение властей, а также предложение считать несколько одиночных пикетов, объединенных одной целью, публичным мероприятием.