В мае этого года, впервые с 2004 года, сотрудники Amnesty International наконец-то смогли побывать с официальным визитом в Узбекистане. В состав делегации вошли Мари Стразерс, директор регионального представительства Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии, её заместитель Денис Кривошеев и Светлана Воробьёва, руководитель кампаний по Центральной Азии. Делегаты провели встречи с официальными должностными лицами и представителями гражданского общества, чтобы обсудить вопросы в области прав человека, вызывающие нашу обеспокоенность. Светлана рассказывает нам, почему есть основания надеяться на то, что Узбекистан действительно стоит на пороге важных реформ.
Всегда приятно отмечать позитивные изменения. В течение 14 лет мы отслеживали и освещали ситуацию с правами человека в Узбекистане в удалённом режиме, так как власти этой центральноазиатской страны никак не реагировали на наши неоднократные просьбы разрешить поездку туда. Мы призывали власти соблюдать международные стандарты в области прав человека, мы боролись за права всех тех жителей Узбекистана, чьи права были нарушены, – журналистов, правозащитников, бывших должностных лиц, жертв пыток и членов их семей.
После смерти президента Узбекистана Ислама Каримова в сентябре 2016 года в стране начались перемены. В июле 2017 года министр иностранных дел Абдулазиз Камилов объявил, что международные правозащитные организации отныне смогут посещать Узбекистан. Мы приняли это приглашение, посольство Узбекистана в Лондоне оказало нам помощь в организации этого визита. Поездка состоялась в период с 22 по 25 мая этого года. «Мы были очень рады отметить, что власти Узбекистана хотят возобновить диалог с международными организациями, отстаивающими права человека. Нам представилась хорошая возможность обсудить те вопросы в области прав человека, которые вызывали и продолжают вызывать нашу обеспокоенность», – заявила Мари Стразерс.
Власти Узбекистана оказали нам радушный приём, мы смогли встретиться с высокопоставленными чиновниками из МИД, генеральной прокуратуры, Верховного суда, а также уполномоченным по правам человека, представителями Национального центра по правам человека и рядом других официальных лиц. В ходе наших встреч власти неоднократно заверяли нас, что разговоры о необходимости реформ не будут сведены к показной «лакировке фасадов». Официальные лица уверенно заявляли о своей решимости улучшить ситуацию с правами человека в стране и обеспечить комфортные условия жизни всем, кто проживает в стране. Некоторые даже признали, что в прошлом были допущены ошибки, и заявили, что Узбекистану необходимо улучшить свою репутацию на международной арене. При президенте Каримове страна стала печально известна за счёт репрессий в отношении правозащитников, системных пыток и других грубых нарушений прав человека.
Во время нашей поездки мы встречались и с известными правозащитниками, активистами и бывшими заключёнными, за которых мы боролись в ходе наших кампаний. Бурю эмоций вызвала встречи с журналистом Мухаммадом Бекжановым, который провёл в тюрьме больше 17 лет, и Эркином Мусаевым, который провёл за решёткой 11 лет. Обоих мужчин приговорили к длительным срокам тюремного заключения в ходе судебных процессов, проходивших с грубыми нарушениями международных стандартов справедливого судопроизводства. Оба они утверждали, что подвергались пыткам.
Ни для кого не был секретом тот факт, что в Узбекистане допускались очевидные нарушения прав человека. Припрезиденте Каримове определяющими чертами системы уголовного судопроизводства в стране стали произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения. С помощью подобных инструментов власти Узбекистана заставляли умолкнуть инакомыслящих и удерживали власть в своих руках. Премьер-министр Шавкат Мирзиёев был избран президентом 4декабря 2016 года. Поскольку Мирзиёев сам входил в правящую элиту, у нас было очень мало надежд на то, что его руководство приведёт к реальному улучшению ситуации с правами человека.
Однако новый президент удивил многих. В период его руководства страной вышли на свободу несколько заключённых, отбывавших длительные сроки тюремного заключения по политически мотивированным обвинениям. Некоторые были освобождены досрочно, в том числе двое узников совести, Салиджон Абдурахманов и Азам Фармонов. В феврале 2017 года президент одобрил стратегию действий в отношении долгожданной судебной реформы, и мы надеемся, что реализация данной стратегии будет успешно продолжена.
При новом президенте страна стала открытой для взаимодействия с международными механизмами в области прав человека. В мае 2017 года состоялся беспрецедентный визит в Узбекистан Верховного Комиссара ООН по правам человека, а в октябре с двухнедельной миссией страну посетил Специальный докладчик ООН по вопросу о свободе религии или убеждений.
Эта открытость является составной частью и других позитивных изменений. В ноябре 2017 года президент Шавкат Мирзиёев издал указ, напрямую запрещающий применение пыток для выбивания признательных показаний, а также использование таких признаний в качестве доказательств на суде. В своём обращении к парламенту в конце 2017 года президент особо подчеркнул важность соблюдения принципов демократии, верховенства закона и правосудия. Его речь отметили многие, в том числе те, кто ранее критиковал его действия и скептически относился к заявленным реформам. И мы видели признаки того, что жизнь людей в Узбекистане действительно начинает меняться. Третьего февраля журналист и правозащитник Дильмурод Саидов (Сайид) был досрочно выпущен на свободу. В своём первом после освобождения интервью Дильмурод заявил журналистам, что в тюрьме его подвергали психологическим и физическим пыткам.
«Мы надеемся, что официальные лица в Ташкенте примут во внимание список рекомендаций, который мы им передали. Они включают среди прочего создание механизмов по реабилитации всех лиц, которые подверглись преследованиям по политическим мотивам, а также создание механизмов для беспристрастного и эффективного расследования прошлых нарушений прав человека», – подчеркнула Мари Стразерс.
Огромной радостью было увидеться в Ташкенте с недавно выпущенными на свободу Мухаммадом Бекжановым, Дильмуродом Сайидом и Эркином Мусаевым. Однако мы не должны забывать, что ни одно из их утверждений о пытках так и не стало предметом расследования, и что ни один человек так и не был привлечён к ответственности за все те нарушения прав человека, от которых эти три мужественных человека страдали столько лет. И их случаи не являются единичными исключениями.
Мы хотим, чтобы все утверждения о применении пыток и других видов жестокого обращения в Узбекистане были эффективно расследованы, и чтобы ответственные за эти преступления предстали перед правосудием. Действуя подобным образом, власти смогут подтвердить свою прочную и подлинную приверженность соблюдению международных обязательств в области прав человека и улучшению условий жизни всех людей, живущих в Узбекистане.