Саммит БРИКС: О чём не говорили главы государств

На прошлой неделе в Южно-Африканской Республике прошёл 10-й ежегодный саммит БРИКС, собравший в Йоханнесбурге глав государств, первых лиц, представителей бизнеса и организаций гражданского общества из Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР и других стран.

В этом году главными темами повестки саммита БРИКС стали вопросы экономики, развития, миротворческой деятельности, здоровья и индустриализации в странах блока. К сожалению, из-за акцента на экономических вопросах в тени остались не менее важные проблемы защиты и соблюдения прав человека в соответствующих странах.

Поскольку на страны БРИКС приходится 40% населения всей планеты, у них есть реальная возможность укрепить уважение к правам человека в мировом масштабе. Однако главы государств БРИКС оказались не в состоянии продемонстрировать твёрдую политическую волю и лидерство, достаточные чтобы остановить волну нарушений прав человека на собственной территории.

На саммите в Йоханнесбурге главам государств БРИКС следовало бы обсудить то, что истинное социально-экономическое развитие останется лишь несбыточной мечтой без соблюдения прав человека. В ходе саммита в Йоханнесбурге можно было бы затронуть многочисленные вопросы прав человека, наиболее актуальные для государств БРИКС.

Бразилия

В Бразилии один из самых высоких уровней убийств в мире – ежегодно убивают порядка 60 000 человек. Чаще всего в Бразилии убивают из огнестрельного оружия, при этом до суда доходят меньше 8% дел. Бразилия по-прежнему демонстрирует полную неспособность защитить темнокожее население страны от насилия со стороны полиции. За 25 лет, прошедших с момента убийства группы подростков у церкви Канделария, не изменилось ничего. Трагедия, произошедшая в 1993 году в Рио-де-Жанейро, когда сотрудники полиции в нерабочее время убили восемь темнокожих подростков, прямо свидетельствует о том, что в силовых ведомствах Бразилии процевает расизм.

Положение усугубилось после убийства правозащитницы и члена муниципального совета Мариэль Франку 14 марта 2018 года в Рио-де-Жанейро. Мариэль Франку была единственной темнокожей женщиной-лесбиянкой из фавел в муниципальном совете. Жестокое убийство Мариэль Франку так и не раскрыто, а страна по-прежнему занимает одно из лидирующих мест в мире по числу убийств правозащитников. Бразилии следует бороться с расизмом и убийствами, а также сделать торжество правосудия обязательным.

Россия

В течение последнего месяца внимание всего мира было приковано к России, где проходил Чемпионат мира по футболу. Однако за энтузиазмом спортивных соревнований скрывалась другая реальность: по всей стране продолжались преследования, запугивания и произвольные задержания правозащитников и активистов гражданского общества. В Чечне начался суд над правозащитником Оюбом Титиевым. Его, как и ряд других правозащитников, преследуют в уголовном порядке на основании сфабрикованных обвинений. Правоохранительные органы продолжают открывать уголовные дела по сфабрикованным обвинениям в «экстремизме» и «терроризме».

Украинский режиссёр Олег Сенцов, отбывающий 20 лет по обвинению в «терроризме» уже 78 дней поддерживает голодовку, требуя освобождения 64 украинских политзаключённых.

С 2012 года в России всё жёстче и жёстче ограничивают право на свободу мирных собраний, и сейчас оно серьёзно ущемлено. Под предлогом проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года российские власти серьёзно ужесточили меры, касающиеся проведения общественных мероприятий. Права ЛГБТИ-сообщества ущемляются ежедневно, и власти по-прежнему отказываются расследовать шокирующее преследование геев в Чечне. Чемпионат мира по футболу начался и закончился, а подавление прав и ущемление гражданских свобод продолжается с прежним размахом.

Индия

В Индии наблюдается аналогичная ситуация, в этой стране правозащитники постоянно находятся под угрозой, на них нападают, их преследуют, причём зачастую сотрудники силовых органов. Вот уже много лет из Индии поступают сообщения о предполагаемых внесудебных казнях, ответственность за которые возлагают на сотрудников силовых органов, при этом и полиция, и федеральные ведомства пользуются полной юридической неприкосновенностью. В северо-восточном штате Манипур правозащитники, потерявшие близких в результате предполагаемых внесудебных казней и добивающиеся правосудия, подвергаются беспрецедентным нападениям. Силовики, например, угрожали Салиме Мемчи, оставшейся без мужа – его убили в ходе такой внесудебной казни. Её дом также подвергся погрому. Аналогичным преследованиям подверглись три других правозащитника в штате Манипур за то, что добивались правосудия для близких.

Китай

В Китае, прикрываясь вопросами «государственной безопасности», власти продолжают принимать карательные законы, представляющие серьёзную опасность правам человека. Лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо умер под стражей. Других правозащитников задерживают, преследуют в уголовном порядке и осуждают на основании весьма расплывчатых обвинений, таких как «попытка свержения государственной власти», «сепаратизм» и «разжигание розни и провокация беспорядков». Ужесточился контроль за интернет-сообществом, свобода выражения мнений и свобода объединений грубо ущемлены.

ЮАР

В стране-хозяйке саммита, где почти четверть века назад приняли, пожалуй, одну из самых передовых конституций в мире, сейчас царит грубейшее неравенство, которое постепенно подрывает экономические, социальные и культурные права. Изъяны системы уголовного правосудия по-прежнему мешают пострадавшим в результате нарушений прав человека добиваться правосудия. Так, власти не привлекли к ответственности виновных в убийстве 34 бастующих шахтёров, которых в 2012 году в Марикане убили сотрудники южно-африканской полиции. Пользование услугами здравоохранения в области сексуального и репродуктивного здоровья остаётся одной из правозащитных проблем, как и предоставление качественного образования.

Учитывая перечисленные выше вопиющие нарушения прав человека в странах блока БРИКС, саммит в Йоханнесбурге следовало использовать для того, чтобы в первую очередь обсудить вопросы соблюдения прав человека. Главам государств следовало с пользой употребить свою силу и влияние на то, чтобы укрепить соблюдение прав человека у себя в стране и на мировой арене. Вопрос только в том, попытались ли они.

Текст: Дженнифер Уэллс, интерн в Amnesty International-ЮАР по вопросам правосудия и ответственности

#блог #БРИКС