На следующей неделе глава Верховного суда Польши, председатель Государственного совета судебной системы Польши Малгожата Герсдорф, как обычно, выйдет на работу, однако её рабочая неделя, по всей видимости, не будет такой, как всегда.
С сегодняшнего дня вступили в силу новые правила, упрощающие избрание её преемника. Фактически это означает, что её ключами больше не открыть нужные двери, что табличке с её именем недолго осталось висеть на двери её кабинета, и что в любой момент её могут заставить освободить свой рабочий стол. Если действительно всё так и будет, это станет последней страницей в истории битвы за контроль над судебной системой Польши, длившейся многие месяцы; и в этой битве судья Герсдорф невольно стала одной из ключевых фигур.
Судья Герсдорф оказалась в центре общего внимания в прошлом месяце, после того как отказалась подчиниться предписаниям нового закона, понижающего для судей Верховного суда срок выхода на пенсию с 70 до 65 лет. Около 30 судей Верховного суда были вынуждены уйти в отставку, однако судья Герсдорф заявила, что происходящее является «чисткой Верховного суда под видом реформы, снижающей пенсионный возраст», и как ни в чём не бывало вышла на работу. В здании суда её встретили толпы сторонников, скандирующих «Мы с тобой!», и благополучно приступила к своим обязанностям.
Европейская комиссия начала судебное разбирательство для того, чтобы оценить, не нарушают ли польские реформы европейское законодательство; однако для того, чтобы ускорить чистку в Верховном суде, польское правительство провело новую поправку в судебное законодательство. В соответствии с этой поправкой было уменьшено число судей, которым необходимо присутствовать при избрании президента Верховного суда; данная поправка вступила в силу сегодня в полночь.
Судья Герсдорф с 2016 года была одной из основных целей правительственной кампании против судей; всё началось, когда она впервые выразила свою озабоченность по поводу соблюдения принципа верховенства закона в Польше. Она неоднократно подвергалась нападкам в проправительственных СМИ, а в марте 2017 года группа из 50 парламентариев из правящей партии «Право и справедливость» обратилась в Конституционный суд с требованием изучить законность её назначения на должность.
Особое беспокойство в связи с эрозией независимости Верховного суда в Польше вызывает то обстоятельство, что в результате проведённой «реформы» правительство фактически передало все органы судебной власти – в том числе Конституционный трибунал, Национальный судебный совет и суды общей юрисдикции – под политический контроль.
Верховный суд Польши играет важнейшую роль в защите прав человека и принципа верховенства закона. В частности, в апреле Верховный суд отклонил решение губернатора Варшавы о запрете собраний и подтвердил ключевую роль судов при оценке законности решений губернатора. В июле Верховный суд отклонил апелляцию предпринимателя, который был признан виновным после того, как отказался печатать листовки для одной из ЛГБТИ-организаций.
Поправка в законодательство о Верховном суде предполагает замену более чем трети из нынешнего судейского состава; однако это далеко не всё: поправка также предполагает создание мощного инструмента воздействия на весь судейский корпус в целом. В соответствии с поправкой создаётся новый орган, Дисциплинарная палата; по всей видимости, это произойдёт в конце этого года. Члены новой палаты будут избираться находящимся под сильным политическим влиянием Национальным судебным советом; а «народные заседатели» новой палаты будут избираться членами Сената.
Многие опасаются, что сразу после создания Дисциплинарной палаты будет дан старт серии дисциплинарных разбирательств в отношении судей, выносивших постановления вопреки воле правительства в политически значимых делах.
Судья Герсдорф разделяет эти опасения. Она ожидает волну дисциплинарных дел и связанных с ними отставок, и предостерегает судебный корпус от любых проявлений страха. «Мы должны сообща выступать в защиту демократии и независимых судов», - заявляет она. Второго августа Верховный суд Польши обратился в Европейский суд с просьбой дать разъяснение относительно того, соответствует ли сокращение срока полномочий судей, достигших 65-летнего возраста, законодательству ЕС.
Этот случай не является единичным. В 2012 Европейский суд постановил, что попытка правительства Виктора Орбана в Венгрии заставить выйти в отставку судей в возрасте 62 лет явилась нарушением законов о недопущении дискриминации по возрастному признаку. После этого Венгрия изменила своё законодательство об обязательной отставке судей и ввела десятилетний переходный период в связи с новым сроком выхода на пенсию в возрасте 65 лет.
Но даже в том случае, если судью Герсдорф вынудят уйти с работы, она едва ли исчезнет из политической жизни. У неё сильная поддержка по всей стране; в Варшаве проходят масштабные протесты, на которых звучат требования прекратить вмешательство в судебную систему. Недавние опросы Института рыночных и социальных исследований показали, что Малгожата Герсдорф является четвёртой по степени доверия личностью в стране. В обнародованном на этой неделе открытом письме, подписанном ведущими профессорами в области права со всего мира, говорилось: «Профессор Малгожата Герсдорф - единственный человек, уполномоченный занимать должность Первого президента Верховного суда».
В то время как нынешнее правительство совершает неосторожные шаги, направленные на то, чтобы подорвать независимость судебной власти и опрокинуть механизмы по защите прав человека, народ Польши готов отстаивать свою точку зрения. В лице судьи Герсдорф поляки обрели значимую фигуру - человека, который отказывается молчать и продолжает противостоять властям предержащим.
Текст: Барбора Чернушакова - исследователь Amnesty International в Польше