В декабре этого года вступает в силу Указ 349, один из первых законов, подписанных новым кубинским президентом Мигелем Диасом-Канелем в апреле 2018 года; в преддверии этого события, которое уже стало поводом для протестов независимых художников на Кубе, директор Amnesty International по Южной и Северной Америке Эрика Гевара-Росас заявила:
«Amnesty International обеспокоена недавними произвольными задержаниями кубинских художников, протестующих против Указа 349, о чём сообщили независимые кубинские СМИ; подобные действия весьма настораживают. Мы солидарны со всеми независимыми художниками на Кубе, которые не согласны с законностью нового указа и добиваются пространства для своего творчества, в котором они могли бы работать спокойно, не опасаясь репрессий».
«Ещё в 1980-х годах Amnesty International документально фиксировала случаи преследования и произвольных задержаний независимых художников на Кубе просто за выражение своего мнения художественными средствами. Вместо того, чтобы усиливать контроль за художниками, которые по мнению властей преступают границы дозволенной государством критики, кубинским властям следует стремиться к прогрессивным изменениям в области защиты прав человека».
Ожидается, что Указ 349, подписанный президентом Диасом-Канелем в апреле и опубликованный в официальном правительственном вестнике в июле, вступит в силу в декабре 2018 года.
В соответствии с этим указом всем художникам и художественным коллективам, музыкантам и артистам, запрещено выступать или заниматься творчеством в общественных местах или на частных территориях без предварительного разрешения Министерства культуры. Частные лица или организации, которые приглашают художников и артистов без такого разрешения, могут подвергнуться санкциям, у художников, которые работают без предварительного разрешения, могут конфисковать все их материалы или оштрафовать на значительную сумму. В соответствии с новым указом, власти также имеют право в любой момент остановить представление и потребовать отменить разрешение, выданное для осуществления художественной деятельности. Подобные решения можно будет обжаловать только в том же самом учреждении, которое их выдаёт – в Министерстве культуры (статья 10); указ не предполагает эффективных инструментов для обжалования таких запретов в независимых органах, в том числе через суды.
Amnesty International обеспокоена тем, что в указе содержатся расплывчатые и чрезмерно широко сформулированные ограничения на художественное выражение. В частности, он запрещает аудиовизуальные материалы, в которых имеет место, помимо прочего, «использование патриотических символов, противоречащих действующему законодательству» (статья 3a), «сексистские, вульгарные или непристойные выражения» (статья 3d), и «любое другое (содержание), которое нарушает правовые нормы, регулирующие нормальное развитие нашего общества в культурном отношении» (статья 3g). Кроме того, в соответствии с новым указом теперь является преступлением «коммерческое распространение книг, содержание которых является вредным для этических или культурных ценностей» (статья 4f).
Запрет на художественное выражение, налагаемый на основе таких понятий, как «непристойный», «вульгарный» или «вредный для этических или культурных ценностей», не соответствует критериям законности цели, необходимости и соразмерности, как того требует международное право в области прав человека. Отсутствие в указе точных формулировок открывает двери его произвольному применению для дальнейшего подавления инакомыслия и критических голосов в стране, где художники десятилетиями подвергались преследованиям и задержаниям. Это не только противоречит праву на свободу выражения художников на Кубе, но и нарушает право любого человека искать и получать всякого рода информацию и идеи.
Международное законодательство и стандарты в области прав человека требуют, чтобы любое ограничение права на свободу выражения, в том числе в области искусства, налагалось в соответствии с законом и было сформулировано достаточно точно для того, чтобы избежать его чрезмерно широкого или произвольного толкования или применения; формулировки подобных ограничений должны быть доступны для общественности и содержать чёткое определение того, что разрешено, а что запрещено.
Кроме того, ограничения должны быть очевидно необходимы и соразмерны целям защиты определённых общественных интересов, которыми, в соответствии с международным законодательством в области прав человека, являются только национальная безопасность, общественный порядок, общественное здоровье или нравственность, а также права или репутация других лиц.
Являясь государством, подписавшим Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), Куба должна воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб предмету и цели данного соглашения. Статья 19 МПГПП отдельно посвящена защите права на свободу выражения, которое включает в себя «свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи …», в том числе «посредством художественных форм выражения».
Право на свободу мнения и право на свободу выражения мнений имеют важное значение для полноценного развития любого человека или общества, и являются ключевыми для того, чтобы отдельные лица могли пользоваться прочими правами человека. Таким образом, согласно международному праву, государства обязаны защищать свободное выражение всякого рода информации и идей, в том числе в тех случаях, когда они являются глубоко оскорбительными. Законы, ограничивающие оскорбление или неуважение к главам государств или общественным деятелям, военным или другим государственным учреждениям, флагам или символам, запрещены по международному праву в области прав человека.
Бланкетное требование получать предварительное разрешение Министерства культуры на произведение художника, доступное всеобщему обозрению, как указано в статье 2.1, влечёт за собой контроль над реализацией художественного выражения, который может быть равнозначен предварительной цензуре и превышает таким образом допустимые ограничения права на свободу выражения.
Amnesty International озабочена также тем, что Указ 349, скорее всего, окажет общее сковывающее воздействие на кубинских художников, не позволяя им выполнять свою законную работу из страха репрессий.
Куба: Перейти от конфронтации к диалогу: ситуация с правами человека на Кубе, 16 апреля 2018
АСП: Городскому художнику на Кубе угрожает опасность, 24 августа 2017