В ответ на решение 15 стран-членов ОБСЕ впервые задействовать Венский механизм в отношении России, которой теперь предстоит ответить на четыре конкретных вопроса о грубейших нарушениях прав человека в Чечне последних месяцев, заявил заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев:
«Решение задействовать Венский механизм в отношении России не только подчёркивает, что международное сообщество не безразлично к грубейшим нарушениям прав человека на пространстве ОБСЕ, но и создаёт важный прецедент. Оно даёт надежду, что удастся, наконец, противопоставить что-то демонстративному бездействию Москвы по поводу того, что трудно оценить иначе как катастрофу в сфере прав человека в Чечне. Партнёры по организации вправе требовать, что Россия полностью исполнит взятые на себя в рамках ОБСЕ обязательства и в полном объёме ответит на пославленный вопросы».
Созданный в 1989 году так называемый Венский механизм позволяет странам ОБСЕ (на тот момент – СБСЕ) делать официальные запросы информации по вопросам, относящимся к «человеческому измерению» организации – то есть по вопросам, связанным с правами человека.
Накануне к этой процедуре прибегли 15 государств – Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, США и Канада. В соответствии с правилами ОБСЕ Россия должна в течение четырёх недель подготовить ответы на заданные ей вопросы.
Партнёры России задали Москве четыре вопроса о том, какие меры были приняты федеральными властями для обеспечения соблюдения прав человека в Чечне, что было сделано для расследования сообщений о преследовании там представителей ЛГБТИ-сообщества и о внесудебных казнях 27 человек в Грозном в январе 2017 года, для обеспечения там нормальной работы правозащитных организаций и СМИ.
В своём запросе страны-члены ОБСЕ указывают, что, по имеющейся у них информации, чеченские власти были прямо замешаны в незаконном задержании, пытках и убийствах людей на «основе их предполагаемой или фактической сексуальной ориентации или гендерной идентичности». При этом чеченское руководство не только допускало «убийства чести» со стороны родственников ЛГБТ-людей, но и поощряло такие противозаконные действия. Кроме того, в письме указывается, что чеченские власти оказывали и продолжают оказывать давление на правозащитников и журналистов, работавших по этим и другим преступлениям в республике. Уголовное преследование узника совести, главы грозненского офиса Правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева, является примером такого давления, отмечается в документе.
В соответствии с Венским механизмом российские власти должны не позднее чем через четыре недели дать ответы на запрос коллег по ОБСЕ.