В преддверии широко ожидаемой наступательной операции правительство Сирии при поддержке России активизировало незаконные удары по мирному населению провинции Идлиб с применение запрещённых на международном уровне кассетных боеприпасов и неуправляемых бочковых бомб, заявила сегодня Amnesty International.
Как сообщается, в период с 7 по 10 сентября в южных районах провинции Идлиб были зафиксированы не меньше 13 ударов. В результате обстрела населённых пунктов Аль-Тах, Джерджаназ, Аль-Хабит, Хасс, Абад, а также пригородных районов Хан-Шейхуна погибли 14 мирных граждан, ещё 35 получили ранения.
«Правительство Сирии регулярно применяло запрещённые кассетные боеприпасы и бочковые бомбы в разных районах страны, чтобы причинить серьёзный ущерб и жестокие страдания мирному населению. Сейчас та же самая бесчеловечная стратегия применяется в Идлибе, и у нас нет оснований надеяться на прекращение ударов», – заявила исследователь Amnesty International по Сирии Диана Семаан.
«В связи с предстоящей наступательной операцией в Идлибе международной общественности следует принять срочные меры к тому, чтобы оградить мирное население провинции от таких умышленных и неизбирательных нападений. Дальнейшая эскалация незаконных нападений со стороны правительства Сирии, вооружённых группировок и их союзников приведёт к гибели ещё большего числа мирных граждан и усугубит и без того серьёзный гуманитарный кризис», – уверена она.
По сообщениям, авиаудары начались в тот же день, когда Россия, Иран и Турция завершили саммит по Сирии в столице Ирана Тегеране.
Одиннадцать жителей провинции Идлиб рассказали Amnesty International, как сирийские правительственные войска сбрасывали бочковые бомбы и вели обстрел кассетными боеприпасами по густонаселённым районам, в результате чего за несколько дней были разрушены школы и множество домов.
Эксперт по вооружению Amnesty International проанализировал снимки, переданные местными жителями, на которых запечатлены остатки кассетных боеприпасов после нападения 10 сентября на Аль-Тах и Джерджаназ. На снимках можно чётко различить фрагмент 220-мм реактивного снаряда 9М27К российского производства, который содержит кассетные боевые элементы 9Н235. На других снимках из Аль-Таха видны отдельные неразорвавшиеся кассетные боевые элементы 9Н235, крайне опасные для мирного населения, особенно детей, поскольку даже спустя много времени после удара они могут разорваться и покалечить или убить людей.
Двое спасателей рассказали Amnesty International, как примерно 10 их коллег попали под авиаудар, когда тушили пожар, возникший в результате обстрела 8 сентября. Предположительно, авиаудар был совершён российскими войсками, мишенью был завод по переработке картофеля, расположенный примерно в 1,5 км к северу от Хан-Шейхуна на крупной автомагистрали.
По словам одного из спасателей, он был в здании завода, тушил пожар, когда услышал, как в небе пролетает самолёт-разведчик.
«Я бросился наружу, чтобы предупредить остальных, потому что военный самолёт-разведчик улетел. Не успел я закончить фразу: «Там самолёт-разведчик», как в небе что-то разорвалось и на нас посыпались снаряды», – рассказал спасатель.
«Услышав мелкие взрывы, я тут же рухнул на землю… Меня отвезли в больницу, где из левого и правого бедра извлекли осколки», – добавил он.
Несколько очевидцев, с которыми беседовали представители Amnesty International, рассказали о том, как 10 сентября в период с 8:00 до 8:30 утра сирийские правительственные войска выпустили несколько крупных реактивных снарядов 9M27K российского производства, в каждом из которых содержится 30 кассетных боевых элементов, по трём населённым пунктам – Джерджаназ, Аль-Тах и Хиш.
Трое жителей Джерджаназа рассказали Amnesty International, что 10 сентября жилые районы подверглись как минимум четырём ракетным ударам, в результате которых были разрушены дома, две школы, ранены одиннадцать мирных граждан.
Один из жителей, чей дом расположен примерно в 900 метрах от места бомбёжки, рассказал, что слышал множественные взрывы.
«Сначала я кинулся к школам, которые пострадали от авиаударов. Там увидел двух девочек с осколочными ранениями. Как мне потом сказали, они учатся в седьмом классе. Когда начали бомбить они были снаружи, но остальные школьники были внутри», – рассказал он Amnesty International.
«По всей детской площадке были неразорвавшиеся элементы, тогда как корпус снаряда упал рядом со школой… Стены школы были испещрены осколками, в земле были воронки. Потом я поехал в жилые районы, там тоже видел нескольких раненых. Они лежали на улицах, ждали медицинскую помощь», – добавил он.
Трое человек из деревни Хабит рассказали Amnesty International, что 10 сентября сирийские правительственные войска сбросили несколько бочковых бомб с вертолётов. Бочковые бомбы – неуправляемые, каждая содержит как минимум сто фунтов взрывчатки. Они печально известны тем, что ими невозможно поразить какую-то конкретную цель. Множество гражданских объектов в разных районах Сирии были разрушены именно таким образом.
Amnesty International призывает международную общественность вмешаться, чтобы немедленно положить конец незаконным нападениям и не допустить ещё более страшных жертв среди мирного населения.
«Правительство Сирии неоднократно демонстрировало вопиющее пренебрежение жизнями мирного населения. России и Ирану следует принять все необходимые меры к тому, чтобы убедить власти Сирии положить конец военным преступлениям и защитить мирное население в провинции Идлиб. Турция также несёт ответственность за принятие мер, нацеленных на то, чтобы вооружённые группировки соблюдали положения международного гуманитарного права», – считает Диана Семаан.
«Для того чтобы спасти мирное население и не допустить серьёзных нарушений, как в других частях Сирии, например в восточном Алеппо и Восточной Гуте, требуется слаженное давление всей международной общественности», – добавила она.
Amnesty International также призывает Турцию открыть границы для мирных граждан, спасающихся от авиаударов в провинции Идлиб; а также международную общественность оказать Турции помощь с приёмом беженцев.
«Касательно мирных жителей, желающих уехать из подконтрольных правительству районов, России следует принять все необходимые меры к тому, чтобы власти Сирии не применяли к ним никаких карательных мер, таких как произвольные задержания или насильственные исчезновения мужчин и мальчиков, удержание людей в лагерях и запрет гуманитарным агентствам ООН посещать такие лагеря, как в случае с Восточной Гутой», – уверена Диана Семаан.
В провинции Идлиб живут порядка 2,5 миллионов человек, в том числе 700 000 внутренне перемещённых лиц из других районов Сирии. Больше половины населения Идлиба уже подверглись переселению, причём часть их них неоднократно. В период с августа 2017 года в провинцию Идлиб прибыли до 300 000 внутренне перемещённых лиц. По данным гуманитарных агентств ООН, в Идлибе свыше 2 миллионов человек остро нуждаются в пище, воде и медицинской помощи.
Многие перемещённые лица живут в перенаселённых лагерях, обустроенных недалеко от границы с Турцией, где нет ни необходимой инфраструктуры, ни доступа к чистой воде, ни электричества. В провинции Идлиб царит безработица, поэтому большинство людей выживают за счёт гуманитарной помощи.