Обзор Amnesty International в отношении статистики, касающейся разделённых властями США семей
До сих пор не были проведены надлежащие подсчёты, которые позволили бы оценить масштабы злоупотреблений, допускаемых властями США в ходе скандальной практики разделения семей. Конгресс США должен немедленно предпринять решительные действия для того, чтобы публично расследовать и получить исчерпывающие статистические данные о семьях, разделённых властями США, и принять законодательство, запрещающее разделение семей и помещение под стражу на неопределённый срок детей и их родителей. Власти США должны немедленно и полностью обнародовать имеющиеся у них статистические данные о разделённых семьях для общественного контроля, а также обеспечить воссоединение всех разделённых семей и гарантировать, что подобная практика никогда больше не повторится.
Нижеследующий обзор обобщает сведения, приведенные в новом докладе Amnesty International, «Здесь у вас нет никаких прав». незаконные выдворения, произвольное содержание под стражей и жестокое обращение с просителями убежища в Соединённых Штатах Америки.
В общей сложности Министерство внутренней безопасности США (DHS) признало факт разделения приблизительно 8 000 «семейных единиц» в 2017 и 2018 годах, однако в министерстве не уверены в точности собственных статистических данных.
Эти подсчёты не учитывают период с 1 марта по 18 апреля 2018, когда Amnesty International и другие организации также документально фиксировали новые случаи разделения семей.
В сентябре 2018 Погранично-таможенная служба (ПТС) DHS информировала Amnesty International о том, что за период с 19 апреля по 15 августа 2018 года были разделены 6 022 «семейные единицы».
В октябре 2018 года ПТС уточнила, что число 6 022 относится, скорее всего, к общему количеству человек в семьях, а не к числу семей, состоящих каждая из нескольких человек.
Даже если эти цифры отражают общее число человек в разделённых семьях, это самые высокие показатели в рамках политики по разделению семей, раскрытые ПТС за всё время.
За период до июля 2018 года самое большое число, обнародованное администрацией Трампа, составляло менее 2 700 детей, отделённых от неизвестного числа взрослых.
В соответствии с немногочисленными ранее опубликованными данными статистики, соотношение отделённых детей к взрослым составляло от 1.03 до 1.00 – что позволяет предположить, что как минимум несколько сотен детей были исключены из предыдущих оценок количества разделённых семей, а возможно, их намного больше.
В сентябре 2018 года ПТС информировала Amnesty International, что за период с 1 октября 2017 по 31июля 2018 года служба зафиксировала разделение в пунктах прибытия в США только 36 семей из общего числа 18 142 «не допущенных к въезду» семейных единиц (в том числе просителей убежища), чьи данные были обработаны за этот период в пунктах прибытия.
Напротив, 13 из 15 разделённых со своими семьями просителей убежища, с которыми беседовали сотрудники Amnesty International, сообщили, что их отделили от их семей после того, как они официально обратились за предоставлением убежища в пунктах въезда в США.
В сентябре 2018 года ПТС информировала Amnesty International, что в общую статистику не вошли разделённые семьи, родственные отношения в которых власти сочли «мошенничеством» (то есть сотрудники ПТС посчитали родственные связи между членами таких семей сомнительными или недостаточно близкими, например, в случае бабушек и дедушек).
В данном докладе Amnesty International приводит отдельные случаи, в которых пятеро родителей и в одном случае бабушка, имевшие на руках свидетельства об опеке, были отделены от своих детей, несмотря на представленные документальные свидетельства родственных отношений.
До 19 апреля 2018 года власти США сообщили СМИ, что за период с октября 2016 года по февраль 2018 года были разделены ещё 1 768 семей в соответствии с политикой «нулевой терпимости», в том числе 237 семей, в чьих случаях власти США усмотрели проявления «мошенничества».
Это говорит о том, что, по всей видимости, имели место сотни не учтённых в статистике незаконных разделений семей, информацию о которых власти США ещё не обнародовали, в том числе среди 6 000 состоявшихся случаев разделения семей.
По состоянию на начало сентября 2018 года около детей 300 по-прежнему остаются разделёнными со своими родителями и опекунами, от которых их принудительно отделили перед тем, как депортировать в страны прибытия; дети при этом остались на территории США.
ПТС заявляет, что её собственные статистические данные, касающиеся разделения семей, не являются точными.
В октябре 2018 года Управление генерального инспектора (УГИ) DHS опубликовало вызвавший большой резонанс отчёт о проводимом DHS в соответствии с политикой «нулевой терпимости» разделении семей, в котором содержится вывод о том, что «данные, предоставленные DHS, оказались неполными и противоречивыми, что вызывает вопросы о степени доверия к ним».
В августе и сентябре 2018 года ПТС информировала Amnesty International, что у неё по-прежнему нет точных данных о количестве разделённых властями США семей.
ПТС заявила, что за период до 19 апреля 2018 года у неё ещё нет «официальных подсчётов» о количестве разделённых семей.
За период после 19 апреля 2018, по заявлению ПТС, у неё также пока не имеется «согласованного, полного и точного списка разделений семей, которые могли проводиться за данный период в соответствии с политикой нулевой терпимости».
В сентябре 2018 года ПТС информировала Amnesty International, что не имеет «окончательных сведений» о количестве семей, разделённых по подозрению в так называемом «мошенничестве» (или из-за недостаточно близких родственных отношений, как в случае дедушек и бабушек; или же из-за субъективных сомнений в наличии родственных отношений).
ПТС имеет возможность ежедневно содержать под стражей примерно 40 000 человек.
В ведении ПТС находится 211 центров содержания под стражей, это одна из крупнейших в мире систем содержания под стражей для иммигрантов.
При подготовке этого доклада Amnesty International беседовала с 15 трансгендерами и геями, обратившимися за предоставлением убежища в США; они сообщили, что их удерживали под стражей на сроки от нескольких месяцев до 2,5 лет без права на помилование, в некоторых случаях несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем и неотложную необходимость в специализированной медицинской помощи, а также несмотря на имевшие место насильственные действия сексуального характера.
По данным на август 2018 года, в структурах ПТС работают более 60 000 человек.
Среднее число заключённых, ежедневно содержащихся под стражей в центрах для иммигрантов, по прогнозам к 2019 году вырастет до 47 000 человек (рост на 23%); соответствующие запросы об увеличении финансирования были сделаны в 2018 году.
С апреля 2018 власти США заставляют тысячи просителей убежища по нескольку недель ожидать на территории Мексики разрешения обратиться за предоставлением убежища в Соединённых Штатах.
В апреле и в июне 2018 руководители иммиграционных служб в двух из шести мексиканских штатов, граничащих с США, независимо друг от друга сообщили Amnesty International, что власти США призвали их задерживать и проверять юридический статус просителей убежища, которых власти США заставляют ждать в Мексике, с перспективой их последующей депортации.
Если эти сведения подтвердятся, подобная практика будет расценена как грубое нарушение международного законодательства в отношении беженцев.
Шестого сентября 2018 года Amnesty International предоставила ПТС возможность ответить на подобные утверждения; ответа от ПТС до сих пор не поступило, служба лишь подтвердила получение запроса от AI.
Тысячи человек из Гондураса, Сальвадора и Гватемалы были принудительно возвращены в страны, откуда они прибыли, мексиканским иммиграционным агентством, Instituto Nacional de Migración (INM), без учёта тех опасностей и возможной угрозы жизни, с которыми эти люди могут столкнуться при возвращении в свои страны.
По данным опроса 297 человек, задержанных INM, 75 % опрошенных заявили, что им не сообщили об их праве обратиться за предоставлением убежища в Мексике.
40 % из них INM принудительно депортировало в страны, откуда они прибыли, несмотря на их открытые просьбы предоставить им убежище в Мексике и серьёзные опасения за свою жизнь в случае возвращения.