• Amnesty International представляет Годовой доклад 2016/2017
• Отказ могущественных стран от своих обязательств в области прав человека может побудить остальные государства взять аналогичный курс
• Ситуация в странах бывшего СССР вызывает растущую тревогу
В минувшем году политики по всему миру, от Великобритании до Египта и от Филиппин до Соединенных Штатов, стали использовать риторику, направленную на дегуманизацию целых групп населения – беженцев и мигрантов, иностранцев и представителей иных конфессий, говорится в Годовом докладе 2016/2017 Amnesty International.
«2016-й стал годом, когда циничное использование риторики «мы и они», языка обвинений, ненависти и страха, во всем мире достигло беспрецедентного с 1930-х годов уровня. Отвечая на обоснованные опасения по поводу ситуации с безопасностью или состояния экономики и стремясь заручиться голосами избирателей, слишком многие политики стали прибегать к пагубным и сеющим рознь манипуляциям с коллективной идентичностью», - заявил Салил Шетти, генеральный секретарь Amnesty International.
«В международных отношениях нагнетается страх и сеется рознь. Трамп, Орбан, Эрдоган или Дутерте, все больше и больше лидеров государств и политических деятелей, которые называют себя борцами с истеблишментом, проводят в жизнь политику, основанную на преследовании, дегуманизации и переложении вины за общественные беды на отдельные группы людей», - считает он.
Доклад «Права человека в современном мире» представляет самый полный анализ ситуации с правами человека в 159 странах мира.
Ситуация с правами человека в регионе бывшего Советского Союза вызывает растущую тревогу. В большинстве стран бывшего СССР продолжились репрессии в отношении инакомыслящих и политической оппозиции. Ситуация в Узбекистане, Туркменистане и Беларуси, где вопрос с правами на свободу выражения мнений, собраний и объединений стоит особенно остро, практически не изменилась. Россия и Азербайджан продолжили следовать долгосрочному тренду на сокращение пространства для основных свобод.
Гражданское общество в России в 2016 году продолжило сдавать позиции под давлением властей: все новые и новые некоммерческие организации вносились в реестр «иностранных агентов», а три иностранные НКО были объявлены «нежелательными организациями». В 2016 году было возбуждено первое уголовное дело по закону об «иностранных агентах», его фигурантом стала глава «Союза «Женщины Дона» Валентина Череватенко, которой грозит до двух лет лишения свободы в случае признания виновной. Власти все активнее использовали антиэкстремистское законодательство в отношении оппонентов, а критики чеченских властей подвергались нападениям и преследованиям.
В Азербайджане, где срок президентских полномочий, как и в Таджикистане и Туркмении, был увеличен посредством принятия поправок в Конституцию, власти продолжили преследование оппозиции, правозащитников и некоммерческих организаций.
В Таджикистане и Казахстане, в свою очередь, в 2016 году наблюдался стремительный регресс в вопросах защиты прав человека. В Таджикистане это было связано с репрессиями в отношении активистов запрещенной властями оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана, в Казахстане – с реакцией властей на массовые волнения, спровоцированные инициативой по принятию нового Земельного кодекса.
Конфликт в Донбассе по-прежнему негативно сказывался на ситуации с правами человека в Украине. Власти страны, равно как и де-факто власти самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР, производили незаконные задержания с целью дальнейшего обмена пленными. Несмотря на освобождение незаконно содержавшихся под стражей Службой безопасности Украины тайных узников, должного расследования обстоятельств их задержания проведено не было. Не было заметного прогресса и в расследовании правонарушений, совершенных в ходе «Евромайдана» в оду сотрудниками правоохранительных органов Украины. Независимые СМИ и гражданские активисты не получили возможности свободно работать на территории самопровозглашенных «республик» на востоке страны. С преследованиями и угрозами сталкивались и СМИ на подконтрольных властям Украины территориях, в первую очередь те, чья редакционная политика рассматривалась их критиками в качестве пророссийской или просепаратистской.
В Крыму, где после аннексии Россией полностью действует российское законодательство, которое в большей степени ограничивает права на свободу выражения мнений и собраний, чем украинское, продолжилась кампания по искоренению проявлений лояльности к Украине. Преследованием подверглись активисты Меджлиса крымско-татарского народа, гражданские активисты и независимые журналисты.
Тектонические политические сдвиги в 2016 году продемонстрировали эффективность языка вражды, использовавшегося политиками по всему миру. Успех предвыборной кампании Дональда Трампа, отмеченной рядом оскорбительных высказываний, - лишь один из примеров этого.
Использование этой риторики все в большей степени определяло политику и практику многих государств. В 2016 году власти многих стран закрывали глаза на военные преступления, проталкивали соглашения, подрывавшие право ходатайствовать о предоставлении убежища, принимали законы, нарушающие свободу выражения мнений, подстрекали к убийству людей только из-за того, что они обвинялись в употреблении наркотиков, оправдывали пытки и массовую слежку и расширяли репрессивные полномочия полиции.
Правительства разных стран открыто показывали, что они враждебно настроены против беженцев и мигрантов, которые часто становились легкой мишенью для безосновательных обвинений. По оценке Amnesty International, в минувшем году 36 стран нарушали международное право, незаконно отправляя беженцев обратно в страны, где могли быть нарушены их права.
Уже в 2017 году президент Трамп воплотил в жизнь свои ксенофобские предвыборные обещания и подписал указ, который должен помешать беженцам, покинувшим зоны конфликта, въехать в США.
Австралия, в свою очередь, сознательно ведет политику, которая причиняет страшные страдания беженцам, удерживающимся на островах Науру и Манус. Евросоюз заключил незаконное и безответственное соглашение с Турцией о возвращении беженцев обратно в эту страну, при том, что там они не будут находиться в безопасности, а Мексика и США продолжают депортировать людей, спасающихся от волны насилия в Центральной Америке.
В таких странах, как Китай, Египет, Эфиопия, Индия, Иран, Таиланд и Турция проводились массовые репрессии. А другие страны злоупотребляли мерами по обеспечению безопасности – во Франции был введен режим чрезвычайного положения, а в Великобритании принято беспрецедентное по своим негативным последствиям законодательство о негласном наблюдении. Политика «сильной руки» имеет и другие последствия, например, рост анти-феминистской и анти-ЛГБТИ риторики. Так, в Польше были сделаны попытки ограничить репродуктивные права женщин, но в этой стране, впрочем, власти пошли на попятный, столкнувшись с массовыми протестами.
«В 2016 году в международной политике снова стал эксплуатироваться страх перед «другими», беженцами и иммигрантами. Границы допустимого сдвинулись. Политики беззастенчиво ввели в оборот лексику, основанную на нетерпимости к другим, женоненавистническую, расистскую и ксенофобскую», - заявил Салил Шетти.
«Первой целью стали беженцы, но, если это продолжится в 2017 году, то под ударом окажутся и другие группы. Что в свою очередь приведет к дальнейшим нападениям на основании расы, пола, гражданства и религии. Когда мы отказываемся видеть друг в друге людей, обладающих одинаковыми правам, мы приближаемся к пропасти», - считает Салил Шетти.
Мы видим, как унаследованные из 2016 года многочисленные кризисы, лишь усугубятся в текущем году. На международной арене, оказавшейся в состоянии хаоса, больше нет лидеров в области прав человека. В международных отношениях многостороннее сотрудничество все отчетливее заменяется агрессивными, конфронтационными подходами.
«При отсутствии у мировых лидеров политической воли на то, чтобы оказывать давление на нарушающие права человека страны, под угрозой оказываются основные гуманитарные принципы, от привлечения к ответственности за массовые зверства до права на убежище», - заявил Салил Шетти. По его словам, отказ все большего числа стран от обязательств по соблюдению фундаментальных прав человека повышает риск эффекта домино – все большее и большее число государств может последовать их примеру.
Миру угрожают многочисленные кризисы и нехватка политической воли для их разрешения – в Сирии, Йемене, Ливии, Афганистане, Центральной Америке, ЦАР, Бурунди, Ираке, Южном Судане и Судане. Безразличие международного сообщества к военным преступлениям в 2016 году стало новой нормой, а Совет безопасности ООН так и остался парализован соперничеством государств–членов «большой пятерки».
«Международное сообщество уже отреагировало полным молчанием на бесчисленные преступления, совершенные в 2016 году: поток кошмарных новостей из Алеппо, тысячи убитых полицией в ходе «войны с наркотиками» на Филиппинах, применение химического оружия и сотни сожженных деревень в Дарфуре. Главным вопросом 2017 года будет то, как долго мировое сообщество позволит продолжаться этим чудовищным преступлениям, прежде чем начнет хоть что-нибудь предпринимать», - заявил Шетти.
В годовом докладе Amnesty International документально зафиксированы военные преступления как минимум в 23 странах в 2016 году.
Amnesty International призывает людей во всем мире сопротивляться циничным попыткам навязать отказ от давно устоявшихся прав человека в обмен на обещания процветания и безопасности в отдаленном будущем. Организация предупреждает, что всемирная солидарность и мобилизация будут чрезвычайно важны в деле защиты тех, кто выступает против власть имущих и в поддержку прав человека.
«Мы не можем просто ждать, когда правительства встанут на защиту прав человека, мы, люди, должны действовать сами. Политики все чаще готовы демонизировать целые группы людей, и никогда еще не была настолько очевидна необходимость всем нам встать на защиту основополагающих ценностей человеческого достоинства и равенства во всем мире», - заявил Салил Шетти.
«Каждый должен обратиться к своему правительству с просьбой использовать все возможности и влияние, чтобы призвать к ответу тех, кто нарушает права человека. В самые мрачные времена люди добивались изменений, когда смело отстаивали свою позицию: активисты движения за гражданские права в США, борцы с апартеидом в Южной Африке или движения в защиту прав женщин и ЛГБТИ во всем мире. Мы должны все вместе ответить на этот вызов», - считает он.
В 2016 году Amnesty International зафиксировала серьезные нарушения прав человека в 159 странах. Вот некоторые из примеров, включенные в годовой доклад Amnesty International:
Беларусь: Права на свободу выражения мнений и собраний ограничивались с прежней жесткостью, власти страны по-прежнему отказывались от сотрудничества со специальным докладчиком ООН по правам человека в Беларуси. Были приведены в исполнение как минимум четыре смертных приговора.
США: Предвыборная кампания, в ходе которой использовалась дискриминационная, женоненавистническая и ксенофобская риторика, дала серьезные основания для беспокойства по поводу соблюдения США в будущем своих обязательств в области прав человека как внутри страны, так и во всем мире.
Турция: Десятки тысяч людей оказались за решеткой после неудачной попытки переворота, деятельность сотен НКО была приостановлена, множество СМИ было закрыто, а в районах преимущественного проживания курдов продолжались военные операции.
Филиппины: Обещания президента Дутерте убить десятки тысяч людей, подозреваемых в причастности к торговле наркотиками, спровоцировала волну внесудебных казней.
Франция: В рамках продленного режима чрезвычайного положения предпринимались жесткие меры по обеспечению безопасности, в том числе тысячи обысков, вводились запреты на передвижение и осуществлялись произвольные задержания.
Доклад «Права человека в современном мире»