Почти половина опрошенных россиян (48 процентов) опасаются пыток, если окажутся в заключении, причем большинство опрошенных (82 процента) высказались за недвусмысленные и ясные законы, которые смогут стать заслоном против пыток. Таков результат опроса, проведенного в России по заказу Международного Секретариата Amnesty International в рамках всемирной кампании «Остановить пытки!», сообщает во вторник, 13 мая, международная правозащитная организация.
«Опрос красноречиво свидетельствует, что россияне опасаются пыток. По сути, это серьёзное обвинение, выдвинутое в адрес российских властей, которые оказались неспособны справиться с повальной практикой применения пыток в стране», - сказал Сергей Никитин, глава российского представительства Amnesty International.
За минувшие пять лет Amnesty International установила факты пыток и бесчеловечного обращения в 141 стране. © Amnesty International
«В России негуманное обращение с заключенными и содержание под стражей в бесчеловечных условиях остаются широко распространённой практикой. Причем пытки нередко используются для получения показаний. Виновные в пытках полицейские пользуются практически полной безнаказанностью, так как внутренние расследования ведутся структурами, в действительности не заинтересованными в расследовании правонарушений со стороны полиции. Особой группой риска являются подозреваемые в участии в незаконных вооруженных формированиях на Северном Кавказе».
Результаты опроса россиян являются частью всемирного исследования об отношении к пыткам, которое по заказу головного офиса Amnesty International провела в 21 стране по всему миру аутсорсинговая компания GlobeScan.
Процент россиян, которые боятся пыток, несколько превышает среднее для всех стран. Общемировые результаты исследования следующие.
Подавляющее большинство (82%) уверены, что должно существовать недвусмысленное законодательство, запрещающее пытки. Тем не менее, более трети опрошенных (36%) все ещё считают, что применение пыток в определённых обстоятельствах может быть оправдано.
«Результаты этого всемирного опроса поразительны: почти половина опрошенных боятся пыток и чувствуют личную незащищённость. Подавляющее большинство людей уверены, что должны быть ясные и недвусмысленные правила, запрещающие пытки, и в то же время более трети опрошенных по-прежнему считают, что применение пыток может быть оправдано в определенных обстоятельствах. Мы видим всемирную общественную поддержку действий направленных на предотвращение пыток», - заявила Каролина Холм, директор GlobeScan.
Глобальная кампания Amnesty International, старт которой даётся сегодня, начинается с брифинга «Пытки в 2014: тридцать лет неисполненных обещаний», в котором даётся краткий обзор ситуации с пытками во всём мире.
Последние пять лет Amnesty International сообщала о применении пыток и других видов жестокого обращения в 141 стране, на всех континентах, - практически в каждой стране, где работает эта старейшая, независимая ни от одного правительства правозащитная организация. Скрытный характер пыток заставляет предполагать, что на самом деле число стран, где существуют пытки гораздо больше.
«Власти практически всех стран демонстрируют свою двуличность: законом пытки запрещены, но на практике им попустительствуют» говорит Генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти.
«Пытки не только живут и здравствуют, они просто-таки процветают во многих частях света. По мере того как всё больше властных структур стараются оправдать применение пыток во имя национальной безопасности, тот незначительный прогресс, которого, казалось, удалось достичь за последние почти 30 лет, теперь сходит на нет» добавил правозащитник.
В 1984 году была принята Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. За прошедшие годы 155 стран ратифицировали этот документ. В 142 странах из них Amnesty International проводит исследования. В 2014 году мы заявляем, что по крайней мере 79 стран из 142 практикуют пытки. Это более чем половина из числа стран, ратифицировавших Конвенцию! Ещё 32 страны - члены ООН не приняли Конвенцию, хотя всемирный запрет на применение пыток обязывает их подписать её.
В некоторых из этих стран пытки применяются регулярно и систематически. В отношении других стран у Amnesty International есть информация об отдельных случаях применения пыток. Наша организация считает, что даже единичный случай применения пыток - абсолютно неприемлемая практика.
В брифинге, упомянутом выше, рассказывается о всевозможных способах, к которым прибегают мучители: оставление в неудобных, причиняющих боль позах, лишение возможности сна, поражение электротоком половых органов. Всё это применялось как в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, диссидентов, политических противников, так и в отношении многих других категорий граждан.
Такие меры, как введение уголовной ответственности за применение пыток, открытие мест лишения свободы для независимых наблюдателей и видеозапись допросов привели к уменьшению числа случаев применения пыток в тех странах, которые серьёзно отнеслись к своим обязательствам взятых в соответствии с Конвенцией против пыток.
Amnesty International призывает правительства применить защитные механизмы для предотвращения пыток и наказания за их применение, - например, надлежащее медицинское освидетельствование, безотлагательный доступ к адвокатам, независимые проверки мест содержания под стражей , независимые и эффективные расследования утверждений о применении пыток, судебное преследование подозреваемых в их применении и надлежащее возмещение ущерба пострадавшим.
Организация продолжит свою борьбу с пытками во всём мире, но сосредоточится, в частности, на пяти странах, где пытки особенно распространены. Amnesty International полагает, что здесь она сможет оказать значительныое влияние. Независимые доклады с конкретными рекомендациями для каждой страны лягут в основу всей кампании.
В Мексике правительство утверждает, что пытки являются скорее исключением, чем правилом, но на самом деле насилие со стороны полиции и силовиков широко распространено и остается безнаказанным. Мириам Лопес, 31летняя мать четырёх детей, была похищена из родного города Энсенада двумя военнослужащими и доставлена в армейские казармы. Её держали там неделю, три раза изнасиловали, душили и били электрическим током, чтобы она призналась в преступлениях, связанных с наркотиками. Прошло три года, но ни один из её мучителей не был привлечён к ответственности.
Для большинства людей, переживших пытки на Филиппинах, правосудие недоступно. Недавно были обнаружены секретные места содержания под стражей, где сотрудники полиции пытали заключённых для развлечения. Как сообщается, сотрудники полиции раскручивали «пыточную рулетку», чтобы решить каким пыткам подвергнуть заключённых. Освещение этого случая в прессе привело к расследованию, и некоторые сотрудники полиции были уволены, но Amnesty International требует, чтобы было проведено тщательное и беспристрастное расследование, которое приведёт к судебному преследованию замешанных в этом полицейских. Большинство случаев применения пыток полицейскими не фиксируются, и жертвы пыток остаётся лишь молча страдать.
В Марокко и Западной Сахаре власти в редких случаях расследуют сообщения о применении пыток. Испанские власти выдали Али Аарраса властям Марокко, несмотря на опасения, что там его будут пытать. Его забрали сотрудники разведки и доставили в тайную тюрьму, где, как он говорит, они проводили ток через его гениталии, били по пяткам, подвешивали за запястья на долгие часы. Он рассказывает, что сотрудники спецслужб заставили его признаться в том, что он помогал террористической группе. Али Ааррас был признан виновным и приговорён к 12 годам тюрьмы на основании этого «признания». Расследования его заявлений о пытках так и не было проведено.
В Нигерии полицейские и военнослужащие систематически применяют пытки. Военные арестовали Мозеса Акатугбу, когда ему было 16 лет. Он рассказал, что солдаты избили его и прострелили ему руку. По словам Мозеса, потом его передали в полицейский участок, где сотрудники полиции подвешивали его за конечности на длительное время . Мозес утверждает, что его пытали, пока он не подписал «признание» в том, что он участвовал в грабеже. Заявление о том, что он подписал признание в результате пыток, так и не было подробно расследовано. В ноябре 2013 года после восьми лет ожидания вердикта, Мозеса приговорили к смертной казни.
В Узбекистане пытки широко распространены, но лишь немногие из мучителей были привлечены к ответственности. Эта страна закрыта для Amnesty International. Дилором Абдукадырова провела пять лет в изгнании, покинув свою страну после расстрела мирной демонстрации, в которой она участвововала. После возвращения в Узбекистан, её задержали, запретили общение с семьёй и обвинили в попытке свержения властей. Во время суда она выглядела измождённой, а на лице у неё были синяки. Родственники убеждены, что её пытали.
«Тридцать лет назад Amnesty International возглавила всемирную кампанию по борьбе с пытками, в результате чего ООН приняла Конвенцию против пыток. С тех пор был достигнут значительный прогресс, но обескураживает тот факт, что сегодня мы снова вынуждены проводить всемирную кампанию для того, чтобы взятые тогда обещания были выполнены», - заявил Салил Шетти.